Япония может запретить экспорт в Россию почти всех подержанных легковых автомобилей
Японские власти могут ввести запрет на экспорт почти всех подержанных легковых автомобилей, включая гибриды и электромобили, кроме машин с двигателем до 1,9 литра. Аналитики полагают, что рынкам Дальнего Востока и Сибири, где популярны японские марки авто, придется адаптироваться к новым ограничениям
Япония намеревается ввести запрет на экспорт в Россию автомобилей с объемом двигателей более 1,9 литра, электромобилей и гибридов. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на японский портал Yomiuri. По данным портала, запрет могут принять в июле, ограничения вступят в силу в августе.
Ввозу подержанных автомобилей из Японии сейчас не способствует ослабление рубля — оно ведет к удорожанию поставок небольших партий или единичных экземпляров. С 1 августа утилизационный сбор для физлиц, которые продадут автомобиль раньше чем через 12 месяцев после ввоза, с 3400 рублей вырастет до сумм от нескольких сотен тысяч до 1,2 млн рублей.
С апреля 2022 года из Японии в Россию запретили вывозить автомобили дороже ¥6 млн (эквивалент €44 100). Тогда это соответствовало ограничениям со стороны ЕС — они затрагивали машины дороже €50 000. Японские власти следуют за европейскими и сейчас.
Последним, 11-м пакетом санкций ЕС, легковые автомобили исключили из перечня предметов роскоши с эмбарго на ввоз в Россию, но их экспорт, в том числе подержанных машин, полностью запретили. В ряде таможенных кодов оговаривается, что запрет распространяется на автомобили с двигателями от 1,9 л. По данным японской таможни, на которые ссылается газета, из страны в Россию в первые пять месяцев 2023 года экспортировали 91 700 автомобилей на ¥110 млрд (€713,1 млн), почти все они — подержанные.
Около 24 100 машин, или 26,3%, — это подержанные автомобили с двигателем от 1 до 1,5 л. 18 400 автомобилей, или 18,1%, — с двигателем от 1,5 до 3 л. Еще 24 600 штук, или 26,9%, пришлось на поставки по таможенному коду, относящемуся к неподключаемым гибридам — с двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием и электродвигателями в качестве приводных. Это популярные на Дальнем Востоке и в Сибири гибриды предыдущих поколений, сказал Дмитрий Бабанский из SBS Consulting.
Аналитик объяснил популярность таких машин и электромобилей их ценой, стоимостью владения и интересом жителей Дальнего Востока к уже популярным в Японии моделям. В случае введения ограничений на их поставки покупатели могут переориентироваться на ДВС или машины из Китая, считает эксперт. По данным Сергея Удалова из «Автостата», в общем импорте в Россию новых и подержанных автомобилей машины с двигателем свыше 2 л занимают соответственно около 16% и 30%.
В автомобилях с пробегом доля японских машин с объемом 2 л и более, по оценкам эксперта, составляет около 5% от всего импорта. В условиях запрета на поставки гибридов и электромобилей рынки Дальнего Востока и Сибири переориентируются на ДВС с двигателем до 1,9 л, считает Удалов. Альтернативу такому варианту он видит в переходе на бренды из Китая. Ранее так поступили в других российских регионах, где пользовались спросом европейские марки.