Юристы пообещали заметный рост корпоративных банкротств к началу 2024 года
Заметного роста корпоративных банкротств можно ожидать осенью-зимой, считают юристы. По итогам первого полугодия вдвое выросло число публикаций о намерениях обанкротить то или иное юрлицо, а количество компаний, признанных банкротами, снизилось на 40% год к году, следует из данных Федресурса. Увеличилось и число введенных процедуры наблюдения
Число корпоративных банкротств снизилось год к году на 40%, до 3115 юридических лиц, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Федресурса по итогам первой половины года. Число публикаций о намерении обанкротить должников выросло в 2,12 раза (до 15 890 объявлений). Опрошенные газетой юристы прогнозируют существенный рост банкротств на рубеже 2023-2024 годов.
В первом полугодии изменилась структура инициаторов банкротства компаний, следует из данных Федресурса. Доля ФНС в ней снизилась с 23,7% до 12% случаев. Обычные кредиторы стали заявлять на своих должников чаще — 78,9% дел (68,5% год назад). Доля самобанкротств организаций поднялась с 7,4% до 8,7%. Банкротство по инициативе работников — 0,3% дел (ранее 0,5%). На 5,7% увеличилось число процедур наблюдения, введенных в первом полугодии.
Опрошенные газетой юристы связали резкое уменьшение числа банкротств с мораторием, который правительство вводило с 1 апреля по 1 октября 2022 года. С момента обращения кредитора в суд до признания банкротом проходит от шести месяцев до года и более, пояснил старший юрист «Арбитраж.ру» Антон Кравченко. Этот временной лаг позволяет должникам договориться с кредиторами, добавил управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.
К снижению доли ФНС среди инициаторов корпоративных банкротств привел резкий рост активности обычных кредиторов, предположил старший партнер Pen & Paper Валерий Зинченко. Он ожидает сохранения доли налоговиков до конца года «на плюс-минус том же уровне с учетом проблем с балансированием бюджета». По мнению Юлия Тая, налоговая служба не уменьшила уровень требовательности, а усилила строгость контроля. Он уточнил, что цикл налогового контроля и сроков возникновения налоговой задолженности всегда приводит к некоторому запозданию требований ФНС по сравнению с коммерческими кредиторами.
По словам Антона Кравченко, у ФНС нет причин бояться того, что другие кредиторы опередят ее — решения судов имеют пробюджетную направленность и улучшают позицию фискальных органов «вне зависимости от того, выступает ли ФНС заявителем». Тай ожидает, что снижение числа корпоративных банкротств будет скомпенсировано в будущем, Зинченко — роста банкротств с учетом тенденций в экономике, санкционного давления и общей ситуации неуверенности и нестабильности.
Управляющий директор Proxima Capital Group Сергей Брякин уточнил, что публикация намерения (предшествует обращению в суд) не всегда приводит к подаче заявления на банкротство. По его словам, кредитор зачастую использует такую публикацию, чтобы усилить переговорную позицию. Кравченко добавил, что возбуждение дела о банкротстве «нередко стимулирует должника к погашению долга».
Зинченко отметил, что ситуация с банкротствами вряд ли улучшится: «Неплатежи растут, бизнес во многих отраслях испытывает трудности». Количество как намерений, так и банкротств юрлиц значимо увеличится, полагает Тай. Рискуют обанкротиться в первую очередь компании, продукция которых была ориентирована на экспорт, и тех, чьи товары попали под санкции, считает Брякин. По оценке Тая, стабильное экономическое положение и даже его улучшение наблюдаются только у компаний, которые реализуют крупные государственные контракты.
Без адресных мер поддержки со стороны государства тенденция к росту банкротств продолжится, сказал Зинченко. Руководитель Федресурса Алексей Юхнин допускает в перспективе увеличение числа банкротств до 600–800 юрлиц в месяц. Брякин ожидает значительного увеличение числа банкротств в третьем-четвертом квартале, Кравченко — не раньше зимы. Тай полагает, что будет расти количество самобанкротств из-за рисков субсидиарной ответственности за несвоевременную подачу заявления.