Российские регионы столкнулись с дефицитом стоянок для вернувшихся из Европы яхт
Популярные яхт-клубы российских туристических регионов столкнулись с нехваткой свободных мест для размещения лодок. Проблема обострилась этим летом из-за возвращения судов россиян из-за рубежа. Другая причина дефицита — слабое развитие яхтенной индустрии в целом
Российские яхт-клубы столкнулись с нехваткой мест для стоянки лодок. В Сочи, Севастополе, Московской области, Санкт-Петербурге до конца лета парковки для яхт укомплектованы, а мест для их зимнего хранения в некоторых яхт-клубах почти не осталось, сообщает РБК со ссылкой на участников рынка яхтенного туризма. Они называют две причины дефицита — слабое развитие яхтенной индустрии и приток яхт из Европы из-за санкций.
У сети яхт-клубов Burevestnik Group мест для стоянки в двух крупнейших маринах в Сочи и Московской области до конца лета практически не осталось, рассказали сотрудники клуба корреспонденту издания, который представился клиентом. В Sochi Grand Marina на июль—август заполнены более 90% мест, в эллингах — сооружениях для зимнего хранения лодок в яхт-клубе — мест осталось немного, рассказали в Burevestnik Group. У яхт-клуба «Царская пристань» в Севастополе, по словам его сотрудника, загрузка также полная. Вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин и председатель совета директоров группы «Альянс Марин Девелопмент» Ольга Шебзухова отметила кратный дефицит мест для стоянки на Азово-Черноморском побережье: в наличии около 500-600 мест для парковки без полноценного обслуживания, а потребность составляет не менее 10 000 мест.
Она напомнила, что в октябре 2021 года проблема яхтенного туризма в России привлекла внимание властей. Правительство тогда утвердило специальную концепцию развития яхтенной индустрии до 2030 года. Центрами яхтенного туризма, согласно этой концепции, должны стать Краснодарский край, Севастополь и Крым, Петербург и Ленинградская область, Приморский край, Архангельская, Калининградская и Ростовская области, Татарстан, ряд приволжских городов, а также Москва. Для Азово-Черноморского побережья властями Краснодарского края была утверждена отдельная концепция развития яхтинга, разработчиком этой концепции выступала «Альянс Марин Девелопмент».
К 2030 году количество объектов яхтенной инфраструктуры на Азово-Черноморском побережье, согласно концепции, должно увеличиться до 44 (семь из них — в Херсонской, Запорожской и Донецкой областях). Стоимость реализации первых пилотных проектов («Коста Марина» в Хосте, Марина «Каньон Прохладный» в поселке Головинка, Марина «Водопадная» в поселке Аше и искусственный полуостров «Южный риф» в Адлере) Шебзухова оценила примерно в 1 трлн рублей.
О нехватке мест для стоянки яхт этим летом говорят и в Петербурге. Генеральный директора яхт-клуба «Светлана» в центре Петербурга сообщил, что 50 мест этим летом полностью загружены и есть клиенты в листе ожидания. Основатель школы яхтинга «Сила ветра» Максим Пинигин назвал две причины дефицита мест для стоянки яхт: первая — это слабое развитие индустрии в целом с традиционной нехваткой мест в маринах, которая «ощущается во всех регионах», вторая — приток российских судов из Европы на фоне санкций, рассказал основатель «Силы ветра».
По словам гендиректора яхт-клуба «Светлана» Олега Гусева, нагрузка увеличилась из-за ограничений: «В Финляндию не уйти, в Эстонию не уйти, никуда не уйти». Он добавил, что она изначально была «достаточно высокой» из-за расположения клуба в центре Петербурга. «Если бы у нас было еще две таких локации, мы бы и их заполнили», — добавил Гусев. В севастопольском яхт-клубе «Царская пристань» отметили, что полная загрузка для них — это сезонная история: стоянки из года в год заполняют одни и те же клиенты, но в этом году в Крыму выход судов в море ограничен.
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), до пандемии на яхтинг за рубеж ежегодно выезжало около 200 000 россиян. Популярностью для таких поездок пользовались такие страны Европы с большой сетью марин, как Испания, Франция, Италия, Греция, Хорватия, Польша, Турция. В концепции развития яхтинга на Азово-Черноморском побережье отмечается, что Россия занимает второе место в мире по покупке яхт после США. По экспертным оценкам, их ремонт, хранение, стоянка, а также эксплуатация происходят преимущественно за пределами России. На это россияне ежегодно тратят около €200 млн, оценивали в РСТ. Гендиректор Baikal Yachts Group Сергей Гмыра отметил: если раньше большинство покупателей яхт ориентировалось на европейский и американский яхтенный рынок, то сейчас очень многие стали рассматривать яхты российских производителей.