«Коммерсантъ» узнал цену нового российского самолета для конкурентов «Аэрофлота»
Новый российский самолет МС-21 оказался дороже аналогов от Airbus и Boeing, сообщает «Коммерсантъ». По его данным, ГТЛК предложила нескольким авиакомпаниям, не входящим в «Аэрофлот», взять лайнер в лизинг, исходя из цены до 4,6 млрд рублей. По словам источников газеты, Россия построила едва ли не самый дорогой самолет в своем классе
Стоимость нового российского самолета МС-21 оказалась выше рыночной цены аналогов от Airbus и Boeing. По информации «Коммерсанта», Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в конце 2022 и в начале 2023 года предлагала нескольким авиакомпаниям, не входящим в «Аэрофлот», взять лайнер в лизинг, исходя из цены 4,3–4,6 млрд рублей ($50–54 млн) в зависимости от года поставки.
Речь шла о поставках в 2028–2030 годах, цена учитывала получение субсидий из ФНБ, но их размер не уточнялся, пишет газета. При этом «Аэрофлоту» МС-21 достанется дешевле: «Авиакапитал-Сервис» (входит в «Ростех») купит у «Иркута» 18 самолетов по 3,2 млрд рублей для передачи авиакомпании с конца 2023 по 2026 год, сообщалось в январе. В «Ростехе» не стали комментировать предложение ГТЛК, но отметили, что «условия могут варьироваться в зависимости от параметров сделки — количества заказанных самолетов, их комплектации, сроков поставки и т. д.».
При этом в 2021 году ГТЛК, по данным «Коммерсанта», приводила еще более высокую стоимость МС-21, — 4,71–4,99 млрд рублей. Речь шла о поставках в 2022–2024 годах с американскими двигателями PW140, которые теперь недоступны из-за санкций. Собеседники газеты в авиакомпаниях предполагают, что теперь для них цена МС-21 будет выше 5 млрд рублей хотя бы потому, что стоимость российского двигателя ПД-14 не может быть ниже, чем у серийно выпускаемого в США.
В апреле глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявлял, что «стоимость новых МС-21 для «Аэрофлота» и других перевозчиков будет значительно ниже рынка». Однако цены, названные ГТЛК, превосходят стоимость аналогов российского самолета — Airbus A320/А321 и Boeing 737-800 и MAX. Их каталожная стоимость составляет $100–105 млн, но рыночная цена — около $50 млн и ниже, пишет «Коммерсантъ».
Некоторые собеседники издания отметили, что Россия построила едва ли не самый дорогой самолет в своем классе. К тому же, по словам источника газеты в отрасли, «и сам МС-21, и его ресурс остаются большим сюрпризом». «Каким будет его межремонтный налет? Какими будут условия субсидий? Какой срок лизинга? Если сейчас его предлагают на 20–25 лет, то хватит ли ресурса на весь срок, ведь при высокой эксплуатации это больше 100 000 часов налета, недосягаемая цифра для ВС, произведенных в РФ», — отметил он.
МС-21 не мог получиться дешевле зарубежных аналогов, отметил источник «Коммерсанта» в авиапроме. По его словам, в России расходы ниже только на зарплаты, тогда как закупки и производство материалов и комплектующих обходятся в сопоставимые суммы или дороже. «Нет серийного производства, нет других прибыльных проектов, которые могли бы «проспонсировать» цену МС», — пояснил собеседник газеты.
Источники издания в крупных перевозчиках отметили, что такая цена МС-21 для них понятна, но они обеспокоены возможностью получать самолеты по ставкам лизинга, сравнимым с «Аэрофлотом». Для этого нужно, чтобы лизингодатели получили гарантии дальнейшего софинансирования закупок из ФНБ. «Если у «Аэрофлота» будут эксклюзивные цены, пока другие будут платить за лизинг в полтора-два раза больше, рынка не будет вовсе», — пояснил топ-менеджер одной из авиакомпаний.