К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как мода на сидр привела к смертям от метанола: репортаж Forbes из Самары

Самара (Фото Егора Алеева / ТАСС)
Самара (Фото Егора Алеева / ТАСС)
От употребления суррогатного сидра из Самарской области в различных регионах России в июне погибли 36 человек, количество пострадавших превысило сотню. Отравление фальсификатом под названием «Мистер Сидр» уронило продажи сидра в России на 37%. В Самарской области идут тотальные проверки: в регионе действует 67 частных пивоварен, часть из которых выпускала и алкогольные коктейли. Как появился «Мистер Сидр» и подобные ему напитки — в репортаже Forbes

Самарская область занимает четвертое место в России по объемам производства пива. 6 июня, когда употребление напитка «Мистер Сидр» самарского производства привело к смерти более 20 человек, издание «Блокнот Самара» сообщило, что региональные власти и представители правоохранительных структур обсуждают вариант тотальной зачистки области от мелких производств, выпускающих алкогольные напитки. «В Самарской области проверки — дорожные инспекторы сейчас сидр в кегах на трассах не пропускают», — рассказывает Forbes Александр Шевяков, совладелец группы компаний Gellert, производящей пиво и сидр. По его словам, свой сидр компания не может привезти даже в собственные бары.

Александр Шевяков, совладелец группы компаний Gellert. (Фото Алексея Боярского)

В специализированном сидровом баре No Beer Cidrerie в центре Самары наряду с напитками из Франции и Испании разливают и несколько отечественных. Например, St.Anton от тульской компании «Яблочный спас». А вот местный, самарский сидр марки #Listentodad, по словам владелицы бара Вары Маджарян, продается только в бутылках из старых запасов — поставки временно приостановлены.

На производстве #Listentodad выяснилось, что после недавнего ребрендинга этот сидр называется Costa Gusta. Как рассказал начальник производства сидродельни Игорь Агарков, в Самарской области прошли проверки почти всех предприятий, выпускающих слабоалкогольные напитки: пиво, сидр, коктейли. Приезжала прокуратура, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор, полиция, Следственный комитет. Искали следы использования чистого спирта, брали образцы продукции на экспертизу. «Нам уже сказали, что у нас все в порядке. Но на всякий случай до конца общей проверки, как и большинству предприятий, розлив сидра запретили, — Агарков кивает на склад пустой тары. — Обещали, что 5 июля сможем возобновить работу».

 

Причины проверки — массовое отравление произведенными в Самарской области напитками от ООО «Анди» под брендами «Мистер Сидр» или «Лето сидр», в составе которых оказался метиловый спирт. Пострадали покупатели не только в Самарской, но и в Челябинской, Пензенской, Ульяновской, Нижегородской, Курганской областях, Удмуртии, Башкирии — всего отравилось более 100 человек, 36 из которых погибли.

Владелец и фактический руководитель предприятия Анар Гусейнов 6 июня был арестован.

 

Не рискуют покупать сидр и потребители. Только за  неделю после 5 июня, когда сообщили о первых отравлениях, объем продаж сидра в России в натуральном выражении упал на 37% по сравнению с предыдущей неделей и на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Послаще и подешевле

По словам пожелавшего остаться неназванным самарского предпринимателя, тема сидра возникла в регионе около семи лет назад. «В народе есть спрос на сладкие слабоалкогольные газированные коктейли. В основном их любят женщины, молодежь, — рассказывает он. — Они официально выпускаются крупными предприятиями, продаются в жестяных банках в супермаркетах. Вода, спирт, ароматизаторы, подсластители и углекислый газ — себестоимость самого продукта копеечная. Но для работы со спиртом нужно лицензированное производство — это дорого. Плюс акциз платить. В магазине баночка 0,5 л стоит 100 рублей, даже со скидкой за 65 рублей народу в глубинке дорого». Произведенный же подпольно коктейль отгружают в кегах — в розницу продают «на кранах» в магазинах рядом с разливным пивом по цене до 100 рублей за литр. Редкие партии могут поставить уже разлитыми в пластиковые «литрушки» или «полторашки». При этом себестоимость производства литра составляет 15 рублей, отпускная цена — 30-40 рублей.

Из напитков остался только лимонад. Бренды алкогольных коктейлей с кранов сняли. (Фото Алексея Боярского)

К сидру это вообще никакого отношения не имеет. Но надо же как-то назвать продукт. Например, коктейль с мятным вкусом продают как «Мохито», с кокосовым — как «Пина Колада». А с яблочным — называют «Сидр». ООО «Анди», выпускавшее «Мистера Сидра», также производило целую линейку вкусов, в частности «Мохито», от которого умерла 17-летняя девушка в Пензе. «Сидр» в этом сезоне оказался самым популярным.

 

«Просто именно сидр последние годы на слуху, нечто модное, — объясняет собеседник Forbes. — Народ его спрашивает, а потому барыги просят делать им именно сидр». Сам он тоже несколько лет назад выпускал нечто подобное.   

Отгрузка происходит за наличные, транспортировка — с левыми документами. Например, по данным Forbes, некоторые кеги  «Мистера Сидра» везли под видом лимонада — так значилось в транспортных накладных. А потому в принципе и само производство можно было бы не регистрировать. По крайней мере, как имеющее отношение к алкоголю: просто разливай и отгружай.

Бочки по случаю

Но производство «Мистера Сидра» было зарегистрировано. Официально напиток отнесли к ГОСТу «Напитки пивные». Для выпуска этой категории алкогольной продукции с содержанием спирта до 7% лицензия не требуется. Под этим ГОСТом часто продают и настоящие яблочные напитки брожения, которые из-за добавленных ингредиентов не подходят под ГОСТ «Сидры традиционные» (из яблочного сока прямого отжима) или ГОСТ «Сидры» (из восстановленного яблочного сока). 

Использование спирта в производстве пивных напитков, пива и сидра не допускается — алкоголь должен появиться в результате брожения. А потому, как рассказал Forbes источник, знакомый с деятельностью ООО «Анди», внешне емкости для простого смешивания спирта с водой выглядели как резервуары под брожение. На них даже нанесли необходимую маркировку. «Официально их выручка за 2022 год составила 9 млн рублей, прибыль — 1 млн рублей. При продаже к отпускной цене добавились акциз и НДС, цена продажи получилась около 70 рублей. То есть они показали менее 130 000 л, — комментирует он. — Реально же, по моим оценкам, там в две смены перерабатывали 1,4 т спирта в сутки. Умножим пусть даже на 300 дней в году — 420 т спирта. Из него должно получиться 9,3 млн л готового продукта. При отпускной цене литра даже в 30 рублей это составляет 279 млн рублей в год. Половина — чистая прибыль, которую можно положить в карман».

Косвенно эта информация подтверждается другим источником, знакомым с владельцами помещения, которое арендовал производитель «Мистера Сидра» — данные счетчиков входящей в цех водопроводной воды указывали на явное несоответствие заявленным объемам выхода.

 

Приобрести официально пищевой этиловый спирт предприятию без соответствующей лицензии невозможно. И медицинский этиловый (отличается только исходным сырьем)  — невозможно, но его проще купить на черном рынке. Например, у производителей антисептиков или иной медицинской продукции «из сэкономленного» объема. Собеседники Forbes намекали, что закупки спирта отдельными самарскими фармпредприятиями изначально рассчитываются с учетом перепродажи ради дополнительного дохода.

Сидр был одним из самых популярных позиций в магазинах разливных напитков. (Фото Алексея Боярского)

Естественно, никто не отказывается и от случайных предложений подешевле. Метиловый спирт, который в какой-то момент приобрел под видом этилового Гусейнов, изначально находился как конфискат на складе ответственного хранения ГУ МВД Самарской области. Бочки хранились там с 2012 года. Источники Forbes утверждают, что точное количество размещенных на складе бочек ядовитого спирта неизвестно: при очередной инвентаризации их оказалось даже больше, чем числилось по документам. «Несколько лет назад  сами сотрудники склада зачерпнули из них чисто для себя и отравились. Вряд ли на складе забыли, что в этих бочках, — рассказывает источник. — Скорее всего, Гусейнов купил их не напрямую со склада. Они сначала ушли куда-то, допустим, под автомобильную омывайку. Остались неиспользованными, попали к третьим-четвертым людям. Вот в этой цепочке и потерялась информация о содержании».

Как рассказали Forbes два источника, знакомых с результатами проверок, за незаконное использование спирта при производстве «сидра» и прочих «пивных напитков» закрыли одно из крупных самарских предприятий. Официальных подтверждений найти не удалось. Источники утверждают, что оно вполне может снова открыться — не первый раз закрывают. Впрочем, по их же словам, в области еще не меньше десятка цехов, работающих в формате «Мистера Сидра».

Светлое и темное по-черному

Производили «Мистера Сидра» на последнем этаже трехэтажного здания в промзоне села Винтай. Первые два занимает пивоварня «Варка», выпускающая пиво под брендом «Нехило». «Видел это производство, там вложились в хорошее современное оборудование. Действительно нормальное пиво варят, — рассказывает исполнительный директор и сын основателя первой в Самарской области семейной пивоварни «Золотой хмель» Егор Худанов. — Формально они с соседями на третьем этаже никак не связаны. Но вот только у них была совместная реклама на одних и тех же сайтах, сбыт в одних и тех же точках». Ближайший к «Варке» магазин с разливным пивом находится в соседнем поселке Прибрежный. На кранах, кроме разных марок пива, только лимонад. Девять кранов без бирок — еще недавно из них разливали «Мохито», «Сидр» и пр.

 
Егор Худанов к семейной пивоварне «Золотой хмель» добавил и собственные бары. (Фото Алексея Боярского)

Сейчас такой продукцией нигде в области уже не торгуют. В отдельных точках прямо написано: «Сидра нет». В другом магазине Прибрежного раньше торговали, в том числе и пивом «Нехило», сейчас эти четыре позиции в прайсе на стене заклеены пластырем. «Мы теперь и пиво их не возьмем от греха подальше», — объясняет продавщица.  

Согласно прайсу на стене пиво продается от 88 до 130 рублей за литр. По мнению Егора Худанова, розничная цена порядка 90 рублей за литр может означать, что товар отгружен мимо ЕГАИС — без уплаты акциза и НДС.

По оценкам собеседников Forbes, во многих регионах страны значительная доля российского разливного пива отгружается нелегально. Даже у некоторых крупных пивоваренных заводов есть два прайса: с ЕГАИС и без ЕГАИС. При этом по ЕГАИС больше 50% продукции проводят лишь в редких случаях — обычно от 10% до 30%. Собственно, фальсифицированный сидр и прочие коктейли с использованием спирта идут просто как дополнительный ассортимент в магазинах, торгующих неучтенным пивом. «Закрывать производства вроде того, что делало «Мистера Сидра», можно до бесконечности: пока есть спрос у оптовиков, будет и предложение, — считает  самарский предприниматель Александр Шевяков. — Нужно бороться с местами неконтролируемого сбыта».  Сейчас же в налаженную сеть сбыта «Мистера Сидра» войдет кто-то другой со своими коктейлями в виде «Сидра» и «Мохито». 

Смежный рынок

У Александра Шевякова и его друга и компаньона Александра Адырхаева в 2000-х была сеть продуктовых магазинов, в которых продавали в том числе и разливное пиво местного Жигулевского пивзавода. «Причина строительства собственной пивоварни в 2008 году вам покажется удивительной — нашим магазинам просто не хватало пива. Жигулевский завод не успевал всех обеспечить», — рассказывает Александр Адырхаев. Сегодня же Самарская область, по мнению Егора Худанова, разливным пивом перенасыщена. «Сейчас у нас действует 67 пивоварен», — поясняет он.

 

Наращивать производство для отгрузки в другие регионы практически невозможно: «живое» пиво без консервантов далеко не перевезти, да и в каждом регионе есть свои пивовары. А потому следующий шаг развития — смежные продукты. В частности, медовуха и сидр. «Мы сейчас выпускаем медовуху и планируем начать выпуск сидра, — рассказывает Егор Худанов. — Но из-за этой истории с «Мистером Сидром» очень сильно пострадал имидж продукта. Теперь в массовом сознании это какая-то опасная бормотуха. Не знаю, сколько пройдет времени, пока это восприятие удастся переломить».

На Ленинградской, главной пешеходной улице Самары, корреспондент Forbes зашел в хипстерский магазин, где продавалось и крафтовое пиво. Поинтересовался наличием сидра. Продавец лет двадцати вынул из холодильника банку с неким фруктовым напитком на солоде и  хмеле. «А что, разве сидр — это не разновидность пива?» — удивился он. Действительно, при такой путанице в голове у среднестатистического потребителя, который называет сидром все подряд, выходить на рынок с новым массовым продуктом рискованно. 

«История с «Мистером Сидром» ни на продажах, ни тем более на имидже настоящего сидра вообще никак не отразилась — это непересекающиеся аудитории потребителей, — уверена Вара Маджарян. — Людям, которые пьют традиционный сидр, здесь ничего объяснять вообще не нужно». В баре No Beer Cidrerie бутылка 0,75 л сидра стоит 900-1300 рублей.

Вара Маджарян уверена, что история с «Мистером Сидром» на ее бизнесе не скажется. (Фото Алексея Боярского)

«В производство сидра пришло много людей из пивоварения. Они и относятся к нему как к пиву: стараются сделать массовый, максимально дешевый продукт. Причем попасть во вкус того самого потребителя, который любит сладкие газированные коктейли, — рассказывает Forbes Михаил Горбунов, основатель первой традиционной сидродельни в Самарской области «Лука Самарский». — А настоящий, традиционный сидр — это фактически яблочное вино. Производится только из сока прямого отжима, и никаких концентратов. И подход к его производству должен быть как к хорошему вину, которое дешевым не получится». Себестоимость бутылки  0,75 л «Луки Самарского» — 200 рублей. Отпускная цена с учетом налога и акциза — 380 рублей, розничная — 680 рублей. Примерно столько же, 500-700 рублей, стоит традиционный сидр и других российских производителей. «Ко мне тоже приходила проверка, — замечает Михаил Горбунов. — Проверили основное технологическое оборудование, взяли несколько образцов на экспертизу, посмотрели на то, что я в кегах вообще не торгую. На ценовое позиционирование — ну, где я, а где эти коктейли с концентратом и спиртом? Поэтому мне даже временно не останавливали производство».

 

Сегодня для сидра «Лука Самарский» использованы яблоки от НИИ «Жигулевские сады». Но отработав технологию на объемах производства в 2 т сидра в год, Михаил Горбунов сейчас занимается рекультивацией недавно купленного участка для собственного яблоневого сада. В следующем году планирует закладку первых 4 га особых поволжских сортов, специально подобранных для производства традиционного сидра. Предприниматель планирует выйти на объемы до 100-150 т в год.

Михаил Горбунов производит сидр, бутылка которого продается в рознице за 680 рублей. (Фото Алексея Боярского)

А его друг Евгений  Быков уже заложил фундамент и закупил оборудование под мощности сразу в 500 т. Предприниматель заявляет, что выйдет сразу на второе место в России после «Яблочного спаса», выпускающего 800 т сидра. «Рынок традиционного сидра сейчас, можно сказать, совершенно свободный, а потому весьма перспективный», — поясняет Быков.

Вопрос лишь в том, как отделить сидр от алкогольных коктейлей с яблочным вкусом. 19 июня Национальная ассоциация традиционного сидра и еще четыре десятка присоединившихся производителей выступили с предложением ввести минимальную цену на сидр в 100 рублей за литр и таким образом выдавить с рынка дешевый фальсификат. Возможно, это действительно защитит производителей напитков с яблочным соком или сидра из яблочного концентрата по 100 рублей за 0,5 л. Но не отделит от них настоящий сидр.

«Когда я в 1990-х пришел на мясокомбинат, мы по технологиям сильно отставали — любой заезжий немец был гуру. Сейчас мы сами немцев научить можем. Потом я занялся поставками ферментов для виноделов, погрузился в рынок вина. Еще 10 лет назад наше виноделие мне напоминало мясное производство 1990-х, зато сейчас все явно лучше. Так вот то, что я сейчас вижу на российском рынке сидра, — это в сравнении с рынком мяса даже не 1990-е, а бардак советских 1980-х. Все только начинается», — комментирует Евгений Быков.

 

Некоторое время назад  сырный продукт с растительными жирами отделили от настоящего сыра из молока, пивной продукт от пива, винный продукт от вина. То есть на бутылке, в которую, например, добавлены ароматизаторы, слово «вино» писать нельзя.  «Сейчас необходимо запретить называть сидром напитки, сделанные не по традиционной технологии, — заявляет Евгений Быков. — Чем раньше это сделают, тем быстрее будет развиваться новая отрасль». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+