Доля пустующих площадей в торговых центрах Москвы достигла максимума с 2009 года
Уровень вакантности в торговых центрах Москвы за первое полугодие вырос до рекордной за последние 14 лет отметки — 14,5%. Рынок достиг дна, а снижение доли пустующих помещений будет идти за счет отечественных брендов и ретейлеров из Турции и Белоруссии, считают консультанты
Доля вакантных площадей в торговых центрах (ТЦ) Москвы выросла до 14,5%, это максимум с 2009 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование компании «Магазин магазинов». Аналитики отмечают, что нынешний скачок в части вакантных площадей превысил показатель 2015 года. Тогда из-за санкций в ТЦ столицы пустовало 10% площадей.
Аналитики Nikoliers оценивают уровень вакантности в 13,5%, NF Group — в 14,2%. Доля пустующих площадей выросла за счет того, что у международных брендов заканчивается срок арендных соглашений, а сами они уходят с российского рынка. В целом у международных ретейлеров сохранилось не более 20% договоров аренды, оценил управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов. Он добавил, что остальные площади из-под магазинов западных сетей перешли к другим компаниям либо ведется поиск арендаторов.
При пустующих площадях наблюдается минимальный ввод новых ТЦ. По данным «Магазина магазинов», в первом половине года открыт всего один объект — «Митино Парк» площадью 27 000 кв. м. В NF Group рассказали, что до конца года анонсирован запуск еще нескольких ТЦ на 167 200 кв. м, но в реальности этого может не произойти.
Директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева отметила, что владельцы объектов сейчас в основном меняют концепции уже существующих торгцентров. Директор по продажам Point Estate Роман Амелин считает, что девелоперы пока не видят особых перспектив в этом сегменте и замораживают планы. Партнер Nikoliers Анна Никандрова сказала, что уровень вакантности пошел на спад: «рынок преодолел самый тяжелый период».
Никандрова связала спад вакантности с открытием магазинов новых компаний, например Daher Group, пришедшей на место испанской Inditex, и активностью российских брендов. Евгения Хакбердиева отметила, что новые игроки на российском рынке ретейла в основном из Турции и Белоруссии. Число магазинов одежды в городах-миллионниках за год, по подсчетам сервиса 2ГИС, выросло на 6%, до 28 200, в Москве — на 9%, до 7970.
Вакантность в ТЦ начнет сокращаться в третьем квартале, полагает руководитель направления «Аструм Недвижимость» Гузель Гумерова. По ее словам, многие арендаторы в этот период стремятся заключить договоры, чтобы успеть открыть магазины к высокому осеннему сезону. Директор департамента брокериджа RRG Светлана Яровая добавила, что ретейлеры стремятся снимать помещения с отделкой, чтобы минимизировать инвестиции.
По словам Ванчугова, арендаторы считают, что могут добиться существенного снижения ставок на фоне растущей доли свободных площадей. Собеседник привел пример: одна из сетей электротоваров, традиционно платившая за аренду магазинов 5% от оборота, стремится заключить новые договоры под 3,5–4%, заявляя, что уже выполнила план открытий. Яровая отметила, что собственники ТЦ часто используют высвободившиеся помещения, открывая свои универмаги.