К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Доля пустующих площадей в торговых центрах Москвы достигла максимума с 2009 года


Уровень вакантности в торговых центрах Москвы за первое полугодие вырос до рекордной за последние 14 лет отметки — 14,5%. Рынок достиг дна, а снижение доли пустующих помещений будет идти за счет отечественных брендов и ретейлеров из Турции и Белоруссии, считают консультанты

Доля вакантных площадей в торговых центрах (ТЦ) Москвы выросла до 14,5%, это максимум с 2009 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование компании «Магазин магазинов». Аналитики отмечают, что нынешний скачок в части вакантных площадей превысил показатель 2015 года. Тогда из-за санкций в ТЦ столицы пустовало 10% площадей.

Аналитики Nikoliers оценивают уровень вакантности в 13,5%, NF Group — в 14,2%. Доля пустующих площадей выросла за счет того, что у международных брендов заканчивается срок арендных соглашений, а сами они уходят с российского рынка. В целом у международных ретейлеров сохранилось не более 20% договоров аренды, оценил управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов. Он добавил, что остальные площади из-под магазинов западных сетей перешли к другим компаниям либо ведется поиск арендаторов. 

При пустующих площадях наблюдается минимальный ввод новых ТЦ. По данным «Магазина магазинов», в первом половине года открыт всего один объект — «Митино Парк» площадью 27 000 кв. м. В NF Group рассказали, что до конца года  анонсирован запуск еще нескольких ТЦ на 167 200 кв. м, но в реальности этого может не произойти.

 

Директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева отметила, что владельцы объектов сейчас в основном меняют концепции уже существующих торгцентров. Директор по продажам Point Estate Роман Амелин считает, что девелоперы пока не видят особых перспектив в этом сегменте и замораживают планы. Партнер Nikoliers Анна Никандрова сказала, что уровень вакантности пошел на спад: «рынок преодолел самый тяжелый период».

Никандрова связала спад вакантности с открытием магазинов новых компаний, например Daher Group, пришедшей на место испанской Inditex, и активностью российских брендов. Евгения Хакбердиева отметила, что новые игроки на российском рынке ретейла в основном из Турции и Белоруссии. Число магазинов одежды в городах-миллионниках за год, по подсчетам сервиса 2ГИС, выросло на 6%, до 28 200, в Москве — на 9%, до 7970. 

 

Вакантность в ТЦ начнет сокращаться в третьем квартале, полагает руководитель направления «Аструм Недвижимость» Гузель Гумерова. По ее словам, многие арендаторы в этот период стремятся заключить договоры, чтобы успеть открыть магазины к высокому осеннему сезону. Директор департамента брокериджа RRG Светлана Яровая добавила, что ретейлеры стремятся снимать помещения с отделкой, чтобы минимизировать инвестиции.

По словам Ванчугова, арендаторы считают, что могут добиться существенного снижения ставок на фоне растущей доли свободных площадей. Собеседник привел пример: одна из сетей электротоваров, традиционно платившая за аренду магазинов 5% от оборота, стремится заключить новые договоры под 3,5–4%, заявляя, что уже выполнила план открытий. Яровая отметила, что собственники ТЦ часто используют высвободившиеся помещения, открывая свои универмаги. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+