Минпромторг отказался от идеи регулировать маркетплейсы в России
Минпромторг решил не вводить регулирование маркетплейсов в России, сообщил замглавы ведомства Евтухов. По его словам, участники рынка нашли баланс и начали сами следить за взятыми на себя обязательствами. Ранее участники рынка, в том числе маркетплейсы Ozon, Wildberries, «СберМаркет» и др., создали Совет цифровых платформ
Минпромторг обсуждал регулирование рынка маркетплейсов, но решил его пока не вводить, поскольку участники нашли компромисс, сказал статс-секретарь — замглавы ведомства Виктор Евтухов, передает «Интерфакс».
По словам Евтухова, регулирование могло быть введено, если не был бы найден баланс между поставщиками товаров на маркетплейсах и самими площадками. «Если потребуется, государство своими правами и возможностями регулятора воспользуется. Но пока это преждевременно. Баланс найден самими участниками рынка», — отметил Евтухов.
Участники рынка маркетплейсов договорились о подписании кодекса добросовестных практик, создали рабочую группу с участием вовлеченных ведомств, напомнил чиновник. По его словам, нет необходимости «вводить какое-то нормативно-правовое регулирование», поскольку государство и бизнес-сообщество могут наблюдать за тем, как исполняются «взятые на себя добровольные обязательства». «Мы видим, что ситуация нормальная, все удовлетворены такой работой и всегда, по всем спорным ситуациям находятся компромиссы», — добавил Евтухов.
Стандарты работы маркетплейсов и комиссия по саморегулированию доказали свою пользу, заявила Forbes пресс-служба «Яндекс Маркета». По мнению компании, путь саморегулирования, который выбрала отрасль, подтверждает свою эффективность, и этот подход позволяет участникам рынка подстроиться под быстроменяющиеся условия. Ozon сообщил Forbes, что также выступает за саморегулирование отрасли, и заявил, что эти инструменты стимулируют ее развитие. Маркетплейс намерен продолжить работу, чтобы повысить прозрачность рынка и создать взаимовыгодные условия для всех его участников. Forbes также отправил запрос в Wildberries.
По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, за счет саморегулирования маркетплейсы научились решать многие задачи, в том числе сложные. Комиссия по созданию условий саморегулирования при Минпромторге рассмотрела более тысячи жалоб продавцов, и подавляющее большинство разногласий были разрешены, рассказал он Forbes. «Развитие стандартов и их внедрение в работу бизнеса помогло более эффективно настроить процессы взаимодействия, а быстрое решение споров позволило сохранить продавцам около 10 млрд рублей», — добавил Соколов.
В марте «Коммерсантъ» писал, что Минпромторг вернулся к идее регулирования маркетплейсов. Среди планов упоминались предложения обязать маркетплейсы раскрывать сведения о продавцах, запретить односторонний отказ от продажи товаров из-за технических проблем, ввести ответственность площадок за отсутствие контроля над продавцами и товарами и др. Основательница Wildberries, самая богатая женщина России по версии Forbes Татьяна Бакальчук просила отложить введение госрегулирования и заявляла, что маркетплейс в ближайшее время представит план «и для СМИ, и для госорганов», который позволит Wildberries стать более открытой компанией.
В апреле российские IT-компании создали Совет цифровых платформ. В него вошли в том числе маркетплейсы: Ozon, Wildberries, «СберМаркет» и др. Одной из своих целей участники совета называют оптимизацию бизнес-процессов, чтобы ускорить развитие этой отрасли, в том числе за счет расширения присутствия платформ во всех регионах России.