Доходы операторов duty free в Сочи и Внуково с Пулково выросли вопреки санкциям
Части магазинов duty free в аэропортах удалось нарастить выручку в 2022 году. Этому способствовало разрешение продавать товары duty free пассажирам, вылетающим из России в страны ЕАЭС. Рост выручки отмечается в том числе в Сочи, Пулково и Внуково, но пострадало Шереметьево
Крупнейший оператор магазинов беспошлинной торговли (duty free), входящий в международную группу Dufry, почти на треть нарастил доходы в аэропорту Внуково в 2022 году. Выручка оператора выросла в Домодедово, Пулково и ряде других региональных аэропортов, а в аэропорту Шереметьево снизилась. Об этом сообщает РБК со ссылкой на материалы бухгалтерской отчетности российских «дочек» Dufry, которые занимаются розничной торговлей в аэропортах.
По итогам 2022 года выручка магазинов duty free во Внуково составила 4,5 млрд рублей, на 33% больше дохода за предыдущий год (3,3 млрд рублей), следует из отчетности относящегося к этому аэропорту юрлица RegStaer. По итогам года выручка достигла 4,4 млрд рублей, чистая прибыль — 701 млн рублей, в 2,4 раза больше, чем годом ранее (289 млн рублей). В Домодедово у ООО «Дуфри Ист» выручка в 2022 году выросла на 24,7%, до 2,05 млрд рублей (годом ранее — 1,6 млрд рублей). Чистая прибыль за прошлый год составила 2,4 млрд рублей (в 2021 году — убыток в 883 млн рублей).
У юрлица RegStaer в аэропорту Пулково выручка по итогам 2022 года выросла на 29,6%, до 2,2 млрд рублей (1,7 млрд рублей годом ранее), чистая прибыль составила 94 млн рублей (убыток в 2,3 млн рублей годом ранее). В пояснении к бухгалтерской отчетности «Регстаэр-СП» говорится, что положительно на доходы компании повлияло разрешение на продажу товаров в магазине беспошлинной торговли пассажирам, вылетающим и прибывающим из стран ЕАЭС (с последующим декларированием и уплатой таможенных пошлин и НДС). Планы продаж оператор duty free связывает с такими международными направлениями, как Турция, ОАЭ, Иран, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Ирак, Армения, Саудовская Аравия (на них приходится больше половины международных пассажиров аэропорта).
У находящихся под управлением RegStaer магазинов в аэропортах Сочи и Краснодара выручка и чистая прибыль также выросли год к году, несмотря на закрытый аэропорт в Краснодаре. Рост выручки объясняется тем, что после закрытия нескольких аэропортов на юге России Сочи остался единственным работающим в Краснодарском крае хабом воздушного авиасообщения. Рекордный рост пассажиропотока в Сочи позволил оператору компенсировать вынужденное закрытие магазинов аэропорта Краснодара, говорится в пояснениях к бухгалтерской отчетности компании.
По словам директора Евразийской ассоциации беспошлинной торговли Фатимы Дзоблаевой, сейчас весь пассажирский трафик на юге России идет через аэропорты Сочи и Минеральных Вод. В марте 2023 года, согласно реестру Федеральной таможенной службы, в России работало 162 магазина беспошлинной торговли, из них 111 находятся в аэропортах. По сравнению с началом 2022 года количество магазинов duty free сократилось на 32% (их было 240), а в аэропортах их стало меньше на 40% (было 182). Режим работы оставшихся магазинов изменился: сейчас около 60 точек duty free в аэропортах работают не каждый день, отметила Дзоблаева.
На фоне других аэропортов отличается ситуация у магазинов беспошлинной торговли в Шереметьево. У юрлица RegStaer выручка в 2022 году снизилась на 3,3%, до 223,2 млн рублей (230,7 млн рублей годом ранее). По итогам 2022 года компания была убыточной, но убыток заметно снизился: с 106,2 млн рублей до 10,4 млн. У другого крупного оператора магазинов беспошлинной торговли в Шереметьево — «Империал дьюти фри», который работает под брендом Sheremetyevo Duty Free Heinemann (акционеры компании — аэропорт Шереметьево и немецкая компания Gebr. Heinemann), выручка по итогам 2022 года составила почти 7 млрд рублей, на 19% меньше год к году.
Чистая прибыль юрлица сократилась более чем в 21 раз: с 12,8 млрд рублей в 2021 году до 586,7 млн рублей в 2022 году. Падение выручки в прошлом году «Империал дьюти фри» объясняет уменьшением доходов от продажи в магазинах duty free на 28%, говорится в отчетности. Падение продаж частично может объясняться сокращением количества магазинов и закрытием терминалов: у «Империал дьюти фри» на начало 2022 года было около 50 магазинов в аэропорту Шереметьево, а на начало июня 2023 года осталось работать всего девять, рассказала Дзаблоева. Авиационный эксперт Григорий Померанцев напомнил, что доля международных пассажиров, путешествующих из Москвы или через Москву, в Шереметьево была на порядок выше, чем в других аэропортах, а инфраструктура магазинов duty free была более развита.
В марте 2022 года магазины беспошлинной торговли в аэропортах попросили помощи у правительства, отметив, что оказались «в самом критическом положении» из-за резкого падения международного пассажиропотока. В июне Госдума приняла закон, разрешающий продавать товары беспошлинной торговли пассажирам, вылетающим в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) из России. Тогда же владельцы аэропортов обратились к властям с просьбой позволить открыть до конца 2023 года магазины duty free для пассажиров внутренних рейсов. Федеральная таможенная служба по этому поводу заявила, что открытие магазинов duty free для пассажиров, которые летают по России, приведет к потерям бюджета и неравным условиям ведения хоздеятельности.