«Коммерсантъ» узнал о росте налета у самолетов SSJ-100 и рисках исчерпания их ресурса
Налет двигателей, установленных на самолетах SSJ-100 коммерческих перевозчиков, за год вырос почти на треть. Это создает риски быстрого исчерпания ресурса парка. Часть авиакомпаний оценивает оставшееся до капитальных ремонтов время в три-четыре года, другие перевозчики — в один-два года до приостановки полетов, а третьи рассчитывают на продление ресурса
Налет двигателей SaM-146, установленных на самолетах SSJ («Сухой Суперджет»), с марта 2022-го по март 2023-го вырос на 27% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), собранные от восьми коммерческих авиакомпаний.
Из статистики следует, что у наиболее активных эксплуатантов SSJ налет приблизился к показателям популярных западных самолетов, отмечает газета. В среднем, среднемагистральные Airbus А320 и Boeing 737–800 у российских компаний летают по 10–11 часов в сутки. Согласно отчету ОДК, у «ИрАэро» ежемесячный налет SSJ вырос на 12,5% год к году и составил почти 305 часов (10,1 часа в сутки), у Red Wings — на 58%, до 285 часов в месяц (9,5 часа в сутки). «Азимут» увеличил налет на 7,5%, до 264 часов в месяц (8,8 часа в сутки), «Якутия» — на 58%, до 231 часа в месяц (7,7 часа в сутки).
В среднем, половина компаний нарастила налет SSJ до 8–9 часов в день.При этом крупнейший эксплуатант SSJ — «Россия» (входит в «Аэрофлот») — показал крайне низкий налет в 3,8 часа в день.
Активная эксплуатация самолетов означает ускоренное исчерпание ресурсов до капитальных ремонтов, отмечает «Коммерсантъ». Часть авиакомпаний, использующих SSJ, оценивает оставшееся до капремонтов время в три-четыре года, другие перевозчики дают один-два года до приостановки полетов, а третьи рассчитывают на продление ресурса, пишет издание. Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев полагает, что увеличение ресурса SSJ будет происходить пошагово до средних по отрасли показателей. В условиях «зашкаливающей степени неопределенности авиакомпаниям имеет смысл жить сегодняшним днем и зарабатывать пусть даже ценой ресурса», считает эксперт.
Глава совета директоров «Азимута» Павел Удод подтвердил данные по налету авиакомпании, но уточнил, что высчитывался только фактический налет. Он назвал «лукавством» учет времени регламентных работ в общей статистике налета. Унифицированной оценки ресурса всего парка SSJ быть не может, сказал Удод. По его словам, ОДК активно занимается программой поддержки действующего парка SaM-146. «Азимут» ведет учет ресурсов и график будущих ремонтов двигателей, добавил он, но остановок флота не ожидает.
В «России» отметили, что налет SSJ авиакомпании «составляет необходимые для бесперебойного выполнения производственной программы часы». Средняя продолжительность полетного цикла (время между включением и выключением двигателей) у «России» выросла примерно на 20%, почти до двух часов, что связано с увеличением дальности рейсов.
В пресс-службе «Иркута» сообщили, что в 2022 году налет парка самолетов SSJ-100 в летных часах увеличился на 37,5% по отношению к 2021 году. В этих данных учтен также парк госавиации: СЛО «Россия», МЧС, Росгвардии. «Количество авиационных инцидентов, вызванных конструктивно производственными недостатками, за аналогичный период снизилось на 8%», — уточнили в пресс-службе «Иркута». В ОДК сказали, что показатели налета двигателей SaM-146 «находятся на высоком уровне и продолжают расти». В середине апреля Росавиация одобрила «Иркуту» главное изменение типовой конструкции SSJ-100, повысив общий назначенный ресурс самолета до 15 000 полетов и 25 000 летных часов в пределах назначенного срока службы.
В Red Wings сказали, что при сохранении авиакомпанией намеченных планов по наработке двигателей — около 1200 летных циклов в год — оставшегося ресурса до ремонта двигателей и замены компонентов с ограниченным сроком службы хватит примерно на четыре года. Компания планирует продолжать эксплуатацию текущими темпами «с незначительным снижением показателей налета в четвертом квартале 2023 года». Близкий к «Аэрофлоту» источник отметил, что в «России» не планируют «ни снижать, ни наращивать» средние показатели налета SSJ. Собеседники газеты в отрасли полагают, что «экономное использование» флота позволит «России» сохранить его дольше.