Автодилеры начали задерживать выдачу уже оплаченных машин покупателям
Клиенты крупных дилерских центров в России столкнулись с тем, что заказанные и предоплаченные ими автомобили китайского производства стоят в салонах, но забрать их нельзя, сообщила «Фонтанка.ру». Покупатели рассказали изданию, что не смогли сразу забрать оплаченный автомобиль из салона по причине того, что оформленные электронные паспорта транспортного средства (ЭПТС) перестали оперативно получать статус действующих.
Без ЭПТС передать автомобиль владельцу невозможно, так как он считается незарегистрированным.
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Autonews.ru подтвердили, что проблема носит не локальный, а общероссийский характер. Они предположили, что сложности именно у китайских марок связаны с тем, что сейчас именно они занимают основную долю импорта новых автомобилей в Россию.
В представительстве китайского автомобилестроительного концерна Changan на запрос Autonews.ru ответили, что задержки связаны со сбоем на таможне, вызванным хакерской атакой. «Электронный паспорт транспортного средства получает статус «действующий» автоматически, как только в систему загружаются все сведения о таможенном оформлении и об уплате утилизационного сбора», — объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов.
Хакерскую атаку на Федеральную таможенную службу назвали причиной задержки оформления ЭПТС и в одном из крупных автодилерских холдингов в Санкт-Петербурге. Там подчеркнули, что проблема затронула все ввозимые иномарки и распространяется на всю Россию.
По мнению Ионова, нельзя исключать и сбоев из-за ошибок, допускаемых самими импортерами. «Сейчас на рынок вышло много новых брендов из Китая, и им может просто не хватать опыта в правильном оформлении всех документов»», — объяснил он.
Российская таможня столкнулась с хакерской атакой в апреле. Атака частично парализовала Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС ТО). Это вынудило таможенные органы временно перейти на бумажный документооборот (с 2014 года таможенное декларирование по умолчанию осуществляется в электронной форме). Не регистрировались новые декларации, зависли на проверке те, что уже были в работе. После атаки временно исполняющий обязанности руководителя ФТС Руслан Давыдов заявил, что высокая цифровизация работы таможенных органов вместе со всеми преимуществами создала риски остановки торговли в случае успеха регулярных кибератак. «Мы разучились как таможня работать на бумаге. Если завтра вдруг что-то будет с электронной системой, надо всем подумать, что делать», — сказал он.