К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правительство по предложению РЖД продлит временный порядок перевозок грузов


Правительственная комиссия по транспорту поддержала предложение РЖД продлить до конца года временные правила определения очередности перевозок грузов по сети железных дорог. Временные правила правительство ввело в марте 2022 года — они позволяют вывозить из России потерявшие европейские рынки сбыта товары

Правительственная комиссия по транспорту одобрила продление временных правил очередности перевозок грузов по сети РЖД. Срок их применения должен был истечь 1 июля, РЖД предложила продлить его до конца 2023 года. За продление правил высказалось большинство участников комиссии, которая заседала 26 мая, пишет РБК со ссылкой на секретариат возглавляющего ее первого вице-премьера Андрея Белоусова. 

Временные правила доступа грузов на железные дороги страны правительство ввело в марте 2022 года. Они позволили переориентировать грузопоток из Европы в Азию, в основном через порты Дальнего Востока, после того как часть традиционных рынков для российских экспортеров оказалась закрыта. Последний раз правила продлили в конце 2022 года. Противником временного порядка были угледобывающие компании — их продукция из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тывы потеряла приоритет в перевозках по Восточному полигону РЖД — БАМу и Транссибу.

Глава РЖД Олег Белозеров на итоговой коллегии Минтранса в марте 2023 года предложил продлить правила до конца 2023 года. Он отметил: «Президентом Российской Федерации даются новые указания, мы сейчас совершенствуем тот формат, который есть». Временный порядок допуска грузов заменил правила недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД. Ими устанавливался приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми. Грузовые перевозки делились на категории по значимости — от доставки в регионы, пострадавшие от ЧП, до транспортировки скоропортящейся продукции или сырьевых энергетических грузов.

 

В 2022 году железнодорожные грузоперевозки в восточном направлении (80 млн т) впервые превысили перевозки на Запад (76 млн т), сообщил в феврале глава РЖД Белозеров на встрече с президентом Владимиром Путиным. По словам Белозерова, более 700 предприятий с Запада «поехало на Восток». Замглавы РЖД Михаил Глазков в декабре 2022 года рассказывал, что поменялась и структура грузов. Например, на северо-западном направлении практически исчезли контейнеры, а два контейнерных терминала в Усть-Луге переориентированы под выгрузку угля. На Дальний Восток РЖД повезли продукцию химиков и металлургов, раньше они туда почти не ехали. 

Президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин отметил, что правительство дало РЖД возможность оперативно реагировать на изменения в экспорте и перевозке грузов, отменив ПНД, которые такой возможности не давали. При обновлении временных правил компания выполняет поручения правительства и президента, подчеркнул эксперт. Отмена временных правил привела бы к существенному ухудшению уровня диспетчеризации и ритмичности в ряде отраслей, в первую очередь ориентированных на экспорт,  сказал гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

 

Временные правила определения очередности перевозок грузов основаны на аналитике РЖД и не всегда прозрачны, сказали РБК два собеседника среди железнодорожных операторов. ПНД — более понятный и прогнозируемый механизм для бизнеса, подтвердила представитель третьей по объему добычи угольной компании ЭЛСИ (объединяет «Эльгауголь» и «Сибантрацит») Анастасия Харитонова. Она поддержала продление временных правил, но только до конца года.

Управляющий партнер «Инфра Проектов» Алексей Безбородов считает, что временный порядок — «это ручной режим, который основан на объективных показателях». «РЖД основывается на том, что показывает система мониторинга сети, и в зависимости от ситуации принимает решение о том, кто может проехать», — отметил эксперт. ПНД предполагали, что более дорогие для РЖД грузы имеют приоритет, а временные правила предусматривают пропуск вперед более дешевых грузов, в том числе продукты питания и лесные грузы, говорит Иванкин.

Эксперт напомнил, что у РЖД большая инвестпрограмма: в 2023 году она планируется в объеме 1,1 трлн рублей, что почти на четверть больше, чем в 2022 году. Однако такие доходные грузы, как черные металлы и нефтепродукты, оказываются по временным правилам не в первом приоритете. Глава Минэкономразвития Максим Решетников в марте предложил Белоусову поменять очередность перевозок грузов, чтобы увеличить поставки высокодоходных металлов, удобрений, алюминия и сжиженного углеводородного газа. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+