Сервис в палатке: российский рынок глэмпингов ждет инвестиционный бум
Количество поисковых запросов на платформе Avito в категории гостиниц, отелей и баз отдыха по итогам I квартала 2023 года выросло на 170% по отношению к тому же периоду годом ранее. Об этом свидетельствует исследование сервиса, сделанное для Forbes. При этом основная доля предложений приходится не на продажу готового бизнеса: более чем в 60% объявлений собственники гостиничных активов ищут инвестора для расширения бизнеса или строительства новых объектов. Средний размер запрашиваемых инвестиций — 5 млн рублей. Зачастую речь идет о расширении уже существующих, небольших баз отдыха и строительстве глэмпингов на территории лесных зон или вблизи озер.
По словам руководителя макрокатегории «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса» на Avito Ильи Дудковского, всплеск интереса к такого вида инвестициям обусловлен рядом факторов: ограничением на зарубежные поездки и, как следствие, ростом популярности внутреннего туризма, развитием госпрограмм по поддержке внутреннего туризма, в частности, программ туристического кешбэка или субсидирования пассажирских перевозок. Эти факторы стимулировали интерес к альтернативным видам отдыха, например, активному и экотуризму или оздоровительным и спа-комплексам.
«Мы заметили, что туристическая отрасль становится привлекательным объектом для капиталовложений, а владельцы объектов все чаще отказываются от продажи бизнеса на Avito в пользу использования платформы для поиска инвестора, — говорит Дудковский. — При этом запрос на инвестиции чаще встречается в регионах, предлагающих варианты экотуризма или тематического отдыха. Речь, например, об экоглэмпингах в лесной зоне и в регионах с горнолыжной инфраструктурой или об объектах отдыха на базе рыбных, конных, фермерских и других хозяйств».
Гламур на природе
Считается, что первый глэмпинг (от англ. glamorous camping — гламурный кемпинг) появился в Великобритании в 2005 году. Глэмпинг — это комплекс из некапитальных (временных, быстровозводимых и легкоразборных) сооружений для временного проживания и отдыха туристов. Это могут быть каркасные палатки, шатры, каркасно-тентовые сооружения, геосферы и модульные домики разных конфигураций, которые предлагают современные удобства, например душ, Wi-Fi или ресторан. Режим работы может быть и сезонный и круглогодичный.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в России на конец 2021 года насчитывалось 28 979 всех видов коллективных средств размещения (КСР) — сюда входят как классические гостиницы, так и турбазы, кемпинги и хостелы.
«Первый объект, который позиционировал себя как глэмпинг, появился в России в 2016 году — это был глэмпинг «Гуляй-город» в Тульской области, — рассказывает президент Ассоциации глэмпингов России Жанна Кира. — С тех пор количество глэмпингов в России каждый год увеличивается кратно. По нашим данным, на март 2023 года количество глэмпингов в России превысило 400 объектов, причем 241 из них работает круглогодично». По данным ассоциации, наибольшая часть глэмпингов расположена в Московской (48 объектов) и Ленинградской (34) областях, в Краснодарском крае (31), на Алтае (23) и в Крыму (21), в Свердловской области (20) и Республике Карелии (19).
Глэмпинг стал мировым трендом, который имеет шансы оказаться долгосрочным, считает Кира: новые объекты ежегодно открываются по всему миру, а интерес путешественников к ним только растет. В 2022 году мировой оборот этого рынка оценивался в $3,78 млрд, приводит данные Grand View Research собеседник Forbes, а в ближайшие пять лет он достигнет $4,8 млрд. По ее словам, российский рынок хотя и растет кратно, но пока весомой доли не занимает и оценивается примерно в 1,3% от мирового.
«Глэмпинги стали настоящей вирусной модой, это видно и по статистике поисковых запросов в Google», — говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин. В марте 2021 года пользователи из России искали это слово 55 000 раз, в 2022-м — 98 000, в 2023-м — уже 168 000. По его словам, в последние два года в России открылось много интересных проектов в национальных заповедниках и парках, в труднодоступных местах, где капитальное строительство невозможно или запрещено. Возводятся такие «турбазы 2.0» максимально быстро, а бюрократия обычно сведена к нулю, говорит Ромашкин. Например, недавно появился глэмпинг на плато Путорана в Красноярском крае, где раньше туристы жили только в палатках.
Экобум
Владельцы глэмпингов говорят, что активно развивали свои проекты в 2022-м, растет бизнес и в этом году. Например, подмосковный глэмпинг «Под небом» запустил вторую очередь жилых сафари-тентов — теперь их 18, расширили общие зоны, в том числе ресторан и кафе, рассказал сооснователь проекта Сергей Петров. Инвестиции составили 15 млн рублей. Расширяться компании помогает растущий интерес москвичей к загородному отдыху и высокий средний чек — 80 000 рублей за уикенд на двоих с пакетом «все включено». В этом году наметился рост бронирования среди корпоративных клиентов, в прошлом году спрос в этом сегменте проседал, но продажи росли за счет розничных туристов.
«Теперь мы смотрим уже в сторону всесезонного туризма, модульных домиков, в которых можно отдыхать круглый год, планируем открыть глэмпинг на Южном Байкале», — уточняет Петров. По его словам, для строительства «теплого» номерного фонда и инфраструктуры нужны совсем другие инвестиции: проекту понадобится около 200 млн рублей.
Многие отельеры начали развивать это направление в том числе потому, что государство дает гранты на модульные домики и финансирует до 50% затрат. В прошлом году такой грант на 12,5 млн рублей получил владелец первого российского глэмпинга «Гуляй-город» в Тульской области Дмитрий Гасилов. Средства пошли на расширение существующего комплекса — к 30 домикам-модулям добавилось еще 11. Стоимость проживания — около 20 000 рублей за уикенд с включенными завтраками.
Гасилов рассказывает, что сейчас строит в Тульской области еще один проект — термальный глэмпинг-парк «Аномалия»: «Территория большая, более 35 га, рельеф необычный — чем-то напоминает Карелию: уникальные озера с разноцветной водой. Гостей планируется размещать в модулях типа «купол», домиках на деревьях и других жилых модулях с банными комплексами и питанием. Рассчитываем на всесезонный формат работы. Необходимые инвестиции — 150 млн рублей. Часть уже вложена мною лично и партнером Лилией Протасовой (одна из совладелиц яхтенного глэмпинга «Точка Немо» в Ярославской области. — Forbes), сейчас ищем инвестора на 30% проекта или микро-инвесторов, готовых вложить 3–5 млн рублей».
По его мнению, в России уже довольно много любителей экотуров. «Такие гости предпочитают покупать фермерские продукты, бережно относятся к экологии. Они любят природу и не любят отдыхать в многоэтажных бетонных коробках-гостиницах. Они отдыхают у нас, там, где ты открыл дверь, шагнул — и ты на природе», — рассуждает Гасилов.
Рассчитывает на правительственный гранд в этом году и Нина Синицына, еще одна совладелица глэмпинга «Точка Немо» на берегу Волги. «Проект был запущен в 2021 году и построен за два месяца, — делится она. — Мы рассчитывали инвестировать около 50 млн рублей, позже сумму увеличили до 90 млн рублей. Средства мои собственные и [привлеченные от] инвесторов. Первоначально поставили семь круглогодичных домиков, пять сезонных шатров и летний ресторан. Стоимость аренды домика — 10 000 рублей в сутки. Гости формат оценили, и сейчас в «Точке Немо» уже 23 домика, банный комплекс и небольшой ресторан». По словам Синицыной, сейчас компании нужно еще около 20 млн рублей на развитие инфраструктуры: расширение марины, увеличение площади ресторана и велопарка.
Синицына готовится к открытию в этом году второй локации в Костромской области — напротив города Плес на другом берегу Волги строится проект «Левитация». Сейчас там возводят экоотель на 38 номеров, который будет объединен яхтенным маршрутом с «Точкой Немо», и 20 модульных домиков. Бюджет «Левитации» — 300 млн рублей.
У владельцев бизнеса долгосрочные перспективы. С начала этого года обозначился новый тренд — спрос сместился в пользу теплых модульных домов (их можно использовать внесезонно). «Раньше у владельцев глэмпингов самой большой популярностью пользовались летние конструкции типа сафари-тентов. А сейчас на волне растущего внутреннего туризма они все чаще ищут круглогодичные решения», — подтверждает Михаил Моисеев, совладелец компании Glamperus, которая занимается разработкой концепций глэмпингов и баз отдыха. После того как было реализовано несколько успешных проектов, в эту сферу пришли новые предприниматели и более серьезные инвестиции, замечает Моисеев. Хорошо укомплектованный сафари-тент стоит 1 млн рублей, а модульный домик в самом простом решении — 1,7–1,8 млн рублей. «Замена сафари-тента на теплый дом не всегда дает заметный рост среднего чека, но возможность принимать туристов круглый год нивелирует увеличение срока окупаемости», — говорит Моисеев.
«Интерес к глэмпингам продолжает расти как у туристов, как и у инвесторов, потому что этот формат предлагает довольно высокий уровень комфорта, а в России большой дефицит качественных мест размещения, особенно на природе, — замечает гендиректор туроператора «Мастерская путешествий» Владимир Лутов. — Однако если границы откроют и у туристов будет выбор, поехать во Францию или, например, в Дагестан, они скорее выберут Европу, и глэмпингам придется сильно снижать цены».
«Если поставить глэмпинг в уникальном красивом месте, то в любом случае такой формат отдыха будет востребован. Особенно он популярен у молодежи и детей, поскольку ночевка в глэмпинге — это приключение», — убежден Сергей Ромашкин из АТОР.
«Если на начало этого года мы фиксировали 402 глэмпинга, то к концу 2023-го мы ожидаем увеличение до 500 объектов и более», — прогнозирует Жанна Кира. По ее словам, это произойдет во многом благодаря правительственным грантам.
В этом году на поддержку и развитие туристической индустрии в регионы будет направлено свыше 11,4 млрд рублей. Из них более 5,3 млрд рублей будет направлено на грантовую поддержку бизнеса, который работает в туристической сфере. Такие распоряжения в начале года подписал премьер-министр Михаил Мишустин.