РБК сообщил о рекордной прибыли крупнейших авиакомпаний России на фоне санкций
Крупнейшие авиакомпании России получили по итогам 2022 года прибыль в 88 млрд рублей — это новый рекорд, подсчитал РБК. Больше половины этой суммы пришлись на частные S7 и «Уральские авиалинии». Профильная ассоциация при этом сообщала об убытке перевозчиков от продаж в 144 млрд рублей и снижении пассажиропотока на 14%. Поддержать отрасль помогли субсидии государства
Суммарная чистая прибыль 27 крупнейших российских авиакомпаний составила по итогам 2022 года 87,8 млрд рублей: это рекордный результат, который в 2,8 раза превысил результат 2021 года, написал РБК, который проанализировал отчетности перевозчиков по РСБУ.
Большую часть прибыли — 47,9 млрд рублей — получили на двоих компании S7 (34,4 млрд рублей, рост в 2,3 раза) и «Уральские авиалинии» (13,5 млрд рублей, рост в 2,5 раза). Лоукостер «Победа» (входит в группу компаний «Аэрофлот») заявил об увеличении чистой прибыли до 15 млрд рублей — это максимум с момента основания компании. Две другие компании из топ-5 — «Аэрофлот» и «Россия» (тоже входит в группу «Аэрофлот») — за 2022 год финансовую отчетность не предоставили.
Представитель «Уральских авиалиний» отказался от комментариев РБК. Пресс-службы «Аэрофлота» и S7 не ответили на запросы издания к моменту публикации этого текста. Почти 100% пассажиропотока в России приходится на 35 авиакомпаний, из них только 27 опубликовали отчетность, пояснил РБК.
Пассажиропоток в России в 2022 году сократился на 14,2%: по официальным данным Росавиации, российские авиакомпании перевезли больше 95 млн пассажиров, 82% перевозок пришлись на внутренние рейсы. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убыток российских авиакомпаний от продаж в 2022 году составил 144 млрд рублей. Финансово-экономическую устойчивость отрасли поддержали рекордные госсубсидии на 172 млрд рублей и демпфер при расчете налогового вычета по авиакеросину: по оценке, в 2022 году он составил 98,6 млрд рублей.
Авиационная отрасль России в 2022 году столкнулась с закрытием нескольких международных направлений (США, Великобритания, ЕС и ряд других стран закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний), а также с санкциями, которые нарушили поставки запчастей, обслуживание самолетов, приобретение и лизинг новых. Авиаперевозки грузов в 2022 году упали на 59% до уровня ниже 2001 года.
Санкции против России привели к «смешанным» результатам в пассажирских авиаперевозках в стране, писал в начале марта Bloomberg. С одной стороны, российские перевозчики лишились запчастей и техподдержки от Boeing и Airbus, но с другой — самолеты летают даже активнее, чем до пандемии, число международных рейсов снизилось незначительно, а западные авиакомпании больше не могут летать через воздушное пространство России.