«Коммерсантъ» узнал о росте экспорта бензина из России на 38%
Экспорт бензина из России с начала года вырос почти на 40%. Экспорт дизеля Россия при этом снизила на 3% на фоне увеличения отгрузок на внутренний рынок. Поставки бензина за рубеж растут в условиях его профицита, высокой маржинальности экспорта и распространения практики смешивания бензина с нафтой, отмечают эксперты
Экспорт бензина с начала года и по середину апреля увеличился на 38%, до 1,8 млн т, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые со статистикой. За три с половиной месяца производство бензина увеличилось до 11,8 млн т, что превосходит прошлогодние показатели на 5%, а запасы бензина на НПЗ и нефтебазах превысили 2 млн т.
Биржевая стоимость бензина возобновила рост на минувшей неделе, а до этого снижалась на фоне профицита товара, несмотря на рост нетбэка (разница между конечной ценой нефти и затратами, необходимыми для поставки нефти на рынок). С 5 февраля Евросоюз и G7 ввели потолок цен для экспорта российских нефтепродуктов — $100 за баррель для бензина и дизельного топлива и $45 за баррель для нафты и темных нефтепродуктов.
По информации источников газеты, в начале года нафта торговалась выше установленного для нее потолка в $45 за баррель, из-за чего российские поставщики могли бы понести потери при ее экспорте. Это привело к распространению практики смешивания нафты с бензином. Такой продукт можно продать по предельной цене в $100 за баррель на менее требовательные к составу топлива, чем бывшие покупатели в ЕС, рынки Африки и Латинской Америки.
Экспорт дизтоплива из России с начала года снизился на 3%, до 9,5 млн т, при производстве в 23,8 млн т (рост на 7,5%). Падение компенсировалось ростом поставок на внутренний рынок, а в первой трети апреля экспорт дизтоплива год к году увеличился сразу на 8,5%, до 894 000 т. В начале апреля нефтяники наращивали суточную переработку относительно средних значений марта.
Нефтепереработка в России остается выгодной, несмотря на изменение формул демпфера с апреля, отметил эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов. По его оценке, НПЗ продолжают получать вполне приемлемую маржу на внутреннем рынке и при экспорте. Нефтяной и нефтепродуктовый экспорт «перенаправлен на другие рынки, пусть и с упущенной выгодой», полагает эксперт.
Турукалов добавил, что бензины намного выгоднее экспортировать, чем продавать на внутреннем рынке. Поставка на внешние рынки может принести на 10 000-13 000 рублей за тонну больше, чем реализация внутри страны по текущим биржевым ценам. По дизельному топливу ситуация иная, отметил эксперт. Нефть марки Brent стоила на бирже ICE $86,35 за баррель, по данным на 4:30 утра 17 апреля.