Аэропорты пожаловались на невозможность зарегистрировать и использовать спецтехнику
Аэропорты пожаловались в Минпромторг и Минтранс на то, что не могут оформить электронные паспорта и получить госномера на свою спецтехнику, выяснил «Коммерсантъ». Без этого они не могут эксплуатировать на аэродромах в том числе новые перронные автобусы, противообледенительную технику или самоходные трапы. В законодательстве эти машины не признают ни спецтехникой, ни транспортом
Международная ассоциация аэропортов (МАА) обратилась в Минпромторг и Минтранс с жалобой на невозможность зарегистрировать и законно эксплуатировать свою аэропортовую спецтехнику — перронные автобусы, самоходные пассажирские трапы, противообледенительные машины и другую. Такая ситуация «ставит под угрозу нормальное функционирование» аэропортов, предупредили в ассоциации, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо в министерства. В МАА подтвердили его отправку, но от комментариев воздержались.
На аэропортовую спецтехнику по решению Евразийской экономической комиссии должны оформляться «паспорта самоходной машины и других видов техники». Без паспорта машины нельзя поставить на учет в органах Гостехнадзора и оформить госномера. Закон «О транспортной безопасности» запрещает эксплуатировать такую технику, если паспорт не выдан.
Собеседники газеты в аэропортах рассказали, что отказы в регистрации начались после перехода на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) и самоходных машин (ЭПСМ) с 1 ноября 2022 года. Правила госрегистрации в законе «О самоходных машинах и других видах техники», как выяснилось, не распространяются на спецтехнику в аэропортах. МАА в обращении попросила внести поправки в закон, включив в него перечень аэропортовой спецтехники, и распространить на нее действующий порядок выдачи паспортов.
Борис Ионов, официальный представитель АО «Электронный паспорт» (входит в «Ростех», оформляет ЭПТС), сказал, что транспортные средства и самоходная техника с любым типом двигателя при мощности более 4 кВт, согласно Гражданскому кодексу, являются источником повышенной опасности и подлежат учету. Собеседник добавил, что перечень регистрируемой техники для воздушных гаваней надо продумать: у аэропортов, которые поставят спецтехнику на учет, вырастут затраты на транспортный налог.
О неопределенности с получением ЭПСМ и постановкой на регистрационный учет аэропортовой спецтехники говорят и ее поставщики. В ГК «Инфраструктурный проект» со ссылкой на конечных эксплуатантов отметили, что поставка ранее законтрактованных машин осложнена отсутствием ЭПСМ на технику. В другой компании-импортере рассказали, что часть техники не могут передать заказчикам без паспортов, но для ряда региональных аэропортов этот вопрос непринципиален. «Надзорные органы закрывают глаза на регистрацию техники, если та не покидает аэродром», — сказал собеседник из компании, ввозящей спецтехнику.
В трех крупных аэропортах собеседники уточнили, что контролирующие ведомства требуют обязательной регистрации, номера нужны им для оформления пропусков при перемещении техники. Без них также невозможно продать технику или оформить факт ДТП для страховой без ОСАГО, пояснил один из них.
С ростом пассажиропотока летом ситуация может стать критической, опасаются в аэропортах. За поездки без номеров компании могут получать штрафы, а зарегистрированы должны быть в том числе самоходные установки воздушного запуска для двигателей, амбулифты (спецподъемники) для маломобильных пассажиров, тягачи для буксировки самолетов. «Дешевле сразу закрыть аэропорт, чем платить штраф за каждый выезд без номеров», — считает один из собеседников.
Лучшим выходом стало бы возвращение к действовавшим до решений Евразийской экономической комиссии нормам, отметил гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. По его словам, аэропорты и лизингодатели отвечают за учет, страхование и состояние спецтехники самостоятельно — требование о номерах избыточно.