На российском рынке мороженого сменился лидер — крупнейшим производителем стала группа «Айсберри» Александра Жукова, которого называют отцом бывшей жены Романа Абрамовича. Она обошла ГК «Ренна» и Unilever, выпускающих соответственно «Коровку из Кореновки» и «Магнат». В отрасли ожидают, что конкуренция продолжит расти, а спрос будет смещаться в сегмент недорогой продукции
ГК «Айсберри» (бренды «Пломбир Вологодский», «Филевское», «Жемчужина России») стала крупнейшим производителем мороженого в России — в 2022 году она нарастила его выпуск на 19,6%, до 52 600 тонн. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на результаты рейтинга Milknews, Streda Consulting, «Союзмолоко» и Союза мороженщиков. Прежний лидер рейтинга — ГК «Ренна» («Коровка из Кореновки») опустилась вторую строчку, а Unilever («Магнат», «Золотой стандарт» и др.) — на третью.
«Ренна» снизила производство мороженого на 7,4%, до 46 700 тонн. Unilever сократила выпуск мороженого на 13,3%, до 39 000 тонн. Другой международный игрок — Froneri («48 копеек», Milka, Oreo, Maxiduo и др.) в 2022 году увеличил производство на 4,2%, до 27 000 тонн, поднявшись с пятого на четвертое место в рейтинге. Общее производство мороженого в России сократилось на 11,1%, до 468 000 тонн год к году.
В головной структуре группы «Айсберри» — ООО «Вологодское мороженое» — 90% владеет Александр Жуков, которого называют отцом бывшей супруги миллиардера Романа Абрамовича Дарьи Жуковой, пишет «Коммерсантъ». В 2021 году выручка компании составила 13,19 млрд рублей. В «Айсберри» результаты связали результаты с запуском нового завода в Ярославской области и модернизацией производств в Вологде и Пензе.
Представитель ГК отметил, что в последние годы оборот бизнеса растет двузначными темпами в натуральном выражении и деньгах. В первом квартале 2023 года «Айсберри» запланировала увеличить производство на 40% год к году. По словам генерального директора Streda Consulting Алексея Груздева, «Айсберри» помимо собственных выпускает бренды «Петрохолода» и мороженое под собственными торговыми марками ретейлеров. «Ренна» продает мороженое только под собственным брендом, а снижение производства в 2022 году могло быть связано с накопленными запасами, полагает эксперт.
Директор по коммуникациям и корпоративным отношениям Unilever в России и Белоруссии Ирина Антюшина связала сокращение производства мороженого в основном с приостановкой заказов на экспортную продукцию. Экспорт из России и инвестиции в маркетинг Unilever прекратила весной 2022 года. В компании сфокусировались на локализации полного ассортимента мороженого и обеспечении непрерывности производства в условиях неопределенности и проблем с логистикой, рассказала Антюшина.
Груздев не исключает новых перестановок среди крупнейших производителей в 2023 году и допускает, что «Ренна» может вернуть себе первое место. Заместитель генерального директора Союза мороженщиков Наталья Уткина ожидает, что в 2023 году объем производства мороженого в России может вырасти на 5–10% год к году. Гендиректор «Союзмолоко» Артем Белов ждет планомерного восстановления потребления. В «Айсберри» прогнозируют сохранение тренда на отказ от продукции, «необоснованно претендующей на премиум».