Доля зарубежных командировок в общем числе бронирований выросла с 7% в 2021 до 11% в 2022-м. В 2019 году, до пандемии коронавируса и связанных с ним ограничений, этот показатель был на уровне 21%. Немного уменьшилась средняя продолжительность поездок: если в 2021 году она составляла девять дней, то в 2022 году — восемь (шесть дней было в 2019 году). К такому выводу пришли в своем исследовании (есть у Forbes) эксперты компании «Аэроклуб», крупного игрока на рынке делового туризма.
Российский рынок бизнес-путешествий продолжает восстановление после пандемии, однако география командировок и горизонт планирования существенно трансформировались на фоне изменения геополитической ситуации в мире, отмечается в исследовании «Аэроклуба».
Дорогой полет
Авиабилеты существенно выросли в цене. В 2022 году средняя стоимость авиабилета на международных маршрутах в экономклассе составила 47 000 рублей, что на 63% дороже, чем годом ранее, и на 151% больше, чем в 2019 году. Бизнес-класс на перелетах за рубеж в одну сторону в среднем обходился деловым путешественникам в 160 000 рублей, это на 37% дороже показателей 2021 года и на 63% больше, чем в 2019 году.
По сравнению с допандемийным периодом сократились сроки принятия решений по зарубежным командировкам: если в 2019 году 30% авиабилетов на зарубежных маршрутах приобретались за неделю до вылета и менее, то в 2022-м доля таких билетов составила 43%, причем в марте прошлого года этот показатель достиг 71%.
Куда летали
Наибольшие изменения произошли в географии командировок. «Резко выросла доля Турции, ОАЭ и Сербии, которые на фоне закрытия европейского неба стали для российского бизнеса удобными пересадочными хабами. Увеличилось количество командировок в страны СНГ и Азию, что говорит о росте деловой активности российского бизнеса в этих регионах», — поясняет управляющий директор «Аэроклуба» Юлия Липатова.
Лидерами среди зарубежных направлений с равными долями в 14% стали Казахстан и Турция, далее следуют ОАЭ (7%), Узбекистан (6%) и Армения (5%).
Самым востребованным направлением для продолжения деловой поездки стал аэропорт Стамбула — на внутренние рейсы по Турции приходится 18% перелетов командировочных. Перелеты в Германию занимают 9%, Италию — 8%, Францию — 7%, Сербию — 5%, Испанию — 4%, Австрию — 3% и Израиль — 2%.
Самый существенный прирост из зарубежных направлений показала Сербия (+428% к 2021 году и +210% к 2019 году). При этом спрос на перелеты в Сербию к концу 2022 года вырос больше чем в 20 раз, по сравнению с январем. По словам Липатовой, это объясняется тем, что данное направление удобно и как хаб для дальнейших перелетов по Европе, и как комфортная среда для развития бизнеса за рубежом.
Единственным зарубежным направлением в топ-10, на котором по сравнению с прошлым годом было зафиксировано не только падение спроса (-4%), но и стоимости авиабилетов — Белоруссия. Стоимость билетов в экономклассе сократилась на 30%, до 12 000 рублей, в бизнес-классе — на 43%, до 40 000 рублей. «Свою роль тут, вероятно, сыграли санкции», — предполагает Липатова.
Деловые айтишники
Чаще других в зарубежные командировки в 2022 году ездили представители IТ-компаний, на долю которых пришлась половина всех авиабилетов, говорится в исследовании «Аэроклуба». Треть от общего числа авиабилетов за рубеж (31%) была забронирована компаниями из добывающей и обрабатывающей промышленности и энергетики, на третьем месте — представители финансовых и консалтинговых компаний (16%).
Бизнес-путешественники активно бронировали отели за рубежом. Спрос на размещение представителей российского бизнеса в иностранных гостиницах в 2022-м превысил показатели 2021 года на 129% (но -30% к показателям 2019 года). В среднем цены на размещение в зарубежных отелях в 2022 году выросли лишь на 9% по сравнению с допандемийным 2019 годом и составили 10 600 рублей за ночь (+16% к 2021-ому).
«Мы видим продолжающийся рост спроса на зарубежные командировки и в текущем году, причем их доля от общего числа в январе-феврале уже достигла 14%-15%», — говорит Липатова. По ее словам, на фоне переориентации бизнеса на безвизовые страны и дружественные регионы можно ожидать роста спроса на международные перелеты со стороны представителей бизнеса по итогам 2023 года на 15-20%.