Продавцы Wildberries заявили о падении числа выкупов до 30% с начала забастовки
Начавшаяся 15 марта забастовка менеджеров пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries влияет на бизнесы продавцов маркетплейса. В своих сообщениях в службу поддержки они просят разобраться с проблемами работы пунктов: «Наша клиентка заказала товары на ПВЗ по адресу: г. Чита, ул. Ленина, 21. Данный ПВЗ закрыт в ходе забастовки. Каким образом она может получить свои заказы?», «Как нам сделать поставку, если ПВЗ закрыт?»
Поддержка отвечала однообразно: «Пункты выдачи заказов работают в штатном режиме».
Вчера в пресс-службе Wildberries Forbes подтвердили факт закрытия некоторых ПВЗ. «Как мы предупреждали, что с «партнерами», которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности. Было закрыто несколько таких пунктов, из них мы вывозим товары, которые принадлежат нам и продавцам-предпринимателям», — заявил представитель маркетплейса.
Покупатели были проинформированы о переносе товаров в другие ПВЗ, добавили в компании.
Forbes поговорил с несколькими крупными продавцами Wildberries в Москве и Московской области, Самаре, Костроме, Поволжье.
На сколько упал выкуп
«Первые звоночки начались со среды. Нам в приложении Wildberries стали поступать вопросы от клиентов. Что делать, если они не могут забрать товар, а ПВЗ закрыт, спрашивали они», — рассказывает один из продавцов декора и текстиля для дома из Москвы. По его словам, в период с 14 по 16 марта выкуп его товаров (продавец имеет несколько аккаунтов на онлайн-площадке) сократился на 20-30%. Выкуп — это фактическая выдача заказов покупателю.
«За пару дней выкупы снизились примерно на 20% по сравнению с обычными днями, но пока продолжаем отгружать», — говорит продавец игрушек из Самары.
На 20% снизился выкуп у продавца спортинвентаря и электроники из Московской области. «Неожиданное» падение выкупа на те же 20% фиксирует продавец косметики их Москвы. Порядка 20% составляет снижение выкупа продукции у владельца магазина белья из Поволжья.
Тем не менее все продавцы фиксируют нормальный поток продаж и пока продолжают отгрузки товаров маркетплейсу.
В пресс-службе Wildberries назвали сведения о падении выкупов дезинформацией. «Выкупы сейчас на исторически высоком уровне, продолжают расти. ПВЗ работают, сложностей в получении заказов нет», — уточнил представитель компании.
В России закрыто 20% пунктов
По словам опрошенных селлеров, о забастовке менеджеров ПВЗ они узнали из СМИ, получить какую-то информацию в поддержке маркетплейса им не удалось.
«Своими усилиями и по связям» партнеры узнали, что часть пунктов в Туле и Рязани были закрыты, Якутия и Чита закрыты на 100%, пункты в Бурятии — на 80%. «Есть проблемы и в Санкт-Петербурге и Подмосковье, но меньшие по объему», — говорит продавец декора.
«Закрытые ПВЗ есть по всей России, — рассказал Forbes один из организаторов Telegram-чата MEGA Бунт, который на четверг 16 марта объединил уже 15 800 человек. — К сожалению, точной информации нет ни у кого, кроме самой Wildberries, но они вряд ли скажут. По нашим оценкам, в целом по России закрыто около 20% всех ПВЗ, в разных регионах и населенных пунктах этот процент варьируется и может доходить до 100%. Причем в городах-миллионниках закрывается меньше пунктов, в меньших — больше».
Кто заплатит за возврат
Продавцы опасаются, что ситуация может отразиться на их доходах. «Клиент заказал товар, пришел в пункт выдачи, а он закрыт. Покупатель не может получить свои вещи день, два, три — мы даже не можем понять, сколько это продлится. Что сделает в такой ситуации клиент? Он откажется от покупки и будет вынужден заплатить 100 рублей за возврат. Чтобы вернуть товар себе на склад, продавец тоже должен платить», — рассуждает продавец электроники.
«Мы верим, что закрытие точек — явление временное. Wildberries, конечно, может расторгнуть договоры с бастующими ПВЗ, сменить там сотрудников и прочее, но на все нужно время. Это все равно неизбежно приведет к убыткам. Клиенты-то урок выучат: заказ привезен не был, да еще и 100 рублей сняли — и уйдут на другую площадку», — предполагает продавец текстиля.
С чего все началось
14 марта владельцы пунктов выдачи заказов Wildberries пришли к офису компании в Москве, требуя отменить новую систему штрафов. Встретиться с руководством компании им не удалось.
На следующий день, 15 марта, сотрудники собственных ПВЗ маркетплейса начали забастовку: они вышли на работу, принимали товар со склада, но не выдавали его покупателям.
К забастовке сотрудники решили прибегнуть из-за новой системы штрафов, введенной руководством Wildberries: если клиент вернул подмененный или бракованный товар, его стоимость маркетплейс списывает с сотрудника ПВЗ. Кроме того, в личные кабинеты сотрудников пришла информация о том, что при наличии такого долга они не смогут выводить из системы свои деньги, то есть заработную плату.
Внимание на спор компании и ПВЗ обратили власти. 15 марта в Госдуме состоялось несколько встреч: одна с владельцами ПВЗ, другая (позже) с представителями Wildberries. Следующая встреча запланирована на полдень пятницы, 17 марта.
Ситуацию взяли под контроль и в Генпрокуратуре, которая поручила прокуратуре Московской области проверить сведения о нарушении трудовых прав работников Wildberries.
«В ситуации разбираемся», — пообещал 16 марта министр труда Антон Котяков. Он напомнил, что к маркетплейсу приковано много внимания со стороны Роструда, депутатского корпуса и Минпромторга, подчеркнув, что Wildberries должна соблюдать традиционные нормы трудового законодательства. По его словам, Wildberries не подпадает под категорию платформенной занятости и в компании действуют «традиционные трудовые отношения». «Поэтому они должны соответствовать традиционным нормам трудового законодательства», — подчеркнул министр.
Ситуация начала исправляться к середине дня четверга, 16 марта. Wildberries отменила более 10 000 «некорректных штрафов» за подмены товаров, в ближайшее время вернувшиеся деньги будут отражены на балансах пунктов выдачи заказов (ПВЗ)», — сообщила Forbes пресс-служба маркетплейса. Несколько владельцев ПВЗ подтвердили Forbes информацию о возвратах средств.
Wildberries также сообщила, что временно заморозила механизм списаний денег за подмены с владельцев партнерских точек выдачи заказов и сотрудников ПВЗ, «чтобы разобраться во всех спорных ситуациях». Меры приняты «благодаря диалогу и механизму обратной связи с пунктами выдачи и предпринимателями», — говорится в сообщении маркетплейса.