К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как прошел первый день первой в истории забастовки сотрудников ПВЗ Wildberries

Фото EPA / TASS
Фото EPA / TASS
15 марта состоялась забастовка сотрудников пунктов выдачи заказов крупнейшего российского маркетплейса Wildberries. Акция привлекла внимание прокуратуры и депутатов Госдумы. Удалось ли протестующим добиться выполнения своих требований, разбирался Forbes

В среду, 15 марта, клиенты Wildberries во многих городах России столкнулись с закрытыми дверями пунктов выдачи товаров. «Пункт выдачи временно не работает. Все вопросы к руководству компании», «15.03 пункт закрыт в связи с забастовкой по всей стране!» — такие объявления висели на дверях закрытых точек. Сотрудники ПВЗ вышли на работу и принимали товар со склада, но не выдавали его покупателям. 

Forbes писал о том, что к забастовке сотрудники решили прибегнуть из-за новой системы штрафов, введенной руководством Wildberries: если клиент вернул подмененный или бракованный товар, его стоимость маркетплейс списывает с сотрудника ПВЗ. Кроме того, в личные кабинеты сотрудников пришла информация о том, что при наличии такого долга они не смогут выводить из системы свои деньги, то есть заработную плату.

О всероссийской забастовке договорились 14 марта. Telegram-канал протестующих MEGA Бунт в тот день объединял 10 000 участников, за следующий день их число выросло почти до 14 000. 

 

33 000 пунктов выдачи заказов Wildberries разбросаны по всей стране. У движения сопротивления нет единого центра, кроме Telegram-канала, поэтому никто не может сказать, какое количество ПВЗ приняло участие в забастовке. Однако факт забастовки широко освещался в СМИ, и депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Дмитрий Гусев спешно пригласил организаторов акции к себе в кабинет. 

Владельцы и сотрудники 

«Повод собраться был скандальный, давно такого не было, чтобы партнеры такого крупного маркетплейса, как Wildberries, объявили забастовку, — рассказал Forbes Гусев. — ПВЗ касаются миллионов людей, это большая инфраструктура, это малый бизнес — интересы нескольких сотен бизнесменов». 

 

О каких бизнесменах он говорит? Из 33 000 пунктов выдачи заказов Wildberries 13 800 являются партнерскими, то есть принадлежат частным владельцам и просто сотрудничают с маркетплейсом. Этим предпринимателям тоже невыгодна система штрафов, введенная маркетплейсом. 14 марта они приходили в офис Wildberies и требовали встречи с руководством, но ничего не добились. 

Бизнесменов гораздо меньше, чем рядовых сотрудников, однако они гораздо лучше скоординированы, у них есть юрист, представляющий их интересы. Именно их пригласил на беседу депутат Госдумы Дмитрий Гусев. Неизвестно, сколько сотрудников работают в ПВЗ Wildberries, сколько — в ПВЗ партнеров, но очевидно, что в материнской структуре людей гораздо больше. 

Кабальные условия 

Собравшиеся в Госдуме в первой половине дня долго ждали представителей Wildberries, но они не появились. Представляющий интересы владельцев ПВЗ руководитель юридической компании Fox Legal Consulting Александр Ефимов  озвучил основные проблемы: регулярные односторонние изменения оферты к выгоде маркетплейса, навязывание кабальных условий задним числом, снижение в одностороннем порядке вознаграждения партнеров, односторонние отказы от договора со стороны маркетплейса в отношении обратившихся в суд партнеров, презумпция правоты площадки.

 

Участники встречи договорились изучить количество и причины спорных ситуаций совместно с Генпрокуратурой и ФАС, провести правовую экспертизу оферт маркетплейсов на предмет противоречия законодательству и кабальных условий и проработать ряд предложений совместно с Минпромторгом. 

Вечером к депутату Гусеву в Госдуму все-таки прибыли представители Wildberries, в ходе встречи удалось достичь договоренностей о трехстороннем собрании. Депутат сообщил Forbes, что передал маркетплейсу жалобы партнеров. «Утром на нашей с ними встрече мы попросили их написать официальные запросы в Госдуму. Описать претензии. Сейчас мы передали представителям Wildberries эти бумаги. Встреча на троих (депутаты, владельцы ПВЗ и представители маркетплейса) состоится в полдень пятницы, 17 марта. На ней мы обсудим варианты выхода из кризиса», — сказал Гусев.

Реакция Wildberries 

Когда информация о забастовке только появилась, маркетплейс поспешил все опровергнуть. «Информация о закрытии пунктов выдачи и уж тем более о забастовках не соответствует действительности. Пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме», — заявили в пресс-службе площадки. 

Опровергались и все претензии сотрудников ПВЗ. Например, невозможность оспаривать решение о начислении доплат за подмены, кражи или утерю товаров. По информации представителя маркетплейса, менеджеры вполне могут сделать это через своего непосредственного руководителя. Сотрудник пресс-службы признает, что другой возможности пока нет, но в скором времени должна появиться специальная онлайн-форма в рабочем интерфейсе. 

Ложью, по мнению Wildberries, является и то, что менеджеров ПВЗ обязали оплачивать 100% стоимости товара в случае обнаружения подмены или брака. Представитель маркетплейса говорит, что в этом случае включается коллективная ответственность, ее несет вся цепочка поставок этого товара.

 

После начала забастовки сотрудники ПВЗ жаловались на давление со стороны руководителей, появилась информация, что Wildberries начал отключать закрытые ПВЗ от внутренних систем, менять замки в пунктах и вывозить из них товары. 

Этот факт компания признала. «С «партнерами», которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности», — говорится в распространенном компанией комментарии. Сколько именно пунктов присоединилось к забастовке, в компании не сообщили. 

Что дальше?

По состоянию на 01:00 неизвестно, есть ли у бастующих план дальнейших действий. Очевидно, что забастовка привлекла внимание пользователей и СМИ.

Негодовали и продавцы. В своих сообщениях в поддержку они просили разобраться с проблемами работы ПВЗ. Аналогичные просьбы поступали от покупателей.

 

После встречи с депутатами сотрудники Wildberries взяла тайм-аут. Forbes будет следить за развитием событий.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+