Бизнес попросил правительство отменить патенты для иностранных водителей большегрузов
«Деловая Россия» обратилась в правительство с просьбой отменить региональный патент для иностранных водителей большегрузов, чтобы привлечь в отрасль новые кадры, выяснили «Ведомости». Сейчас патент на работу водителем для иностранца действует только в пределах одного региона — того, где он получен
Транспортный комитет «Деловой России» попросил правительство отменить региональный патент для иностранных водителей большегрузов. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источник в логистической компании и собеседника «Деловой России». Один из собеседников в транспортной отрасли сообщил, что сейчас патент действует только в регионе, где он был получен.
Острый дефицит водителей приводит к простою грузовиков и денежным потерям перевозчиков, сказали собеседники газеты. Развозить грузы между городами в пределах одного региона водитель фуры с региональным патентом может, а между несколькими — нет, пояснил один из них. Директор по закупкам транспортных услуг FM logistic в России Эдуард Миронов рассказал, что в Федеральной налоговой службе (ФНС) считают, что решить проблему можно. Для этого договор на перевозку (транспортно-экспедиторское обслуживание) должен быть заключен компанией в регионе по месту получения патента — для осуществления грузоперевозок в других регионах его получать не нужно.
По словам коммерческого директора Sota Logistic Кирилла Латинского, проблемы с кадрами в отрасли автоперевозок обострились осенью 2022 года. В России дефицит водителей около 160 000 человек, сказал гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев. По массовым профессиям предложение со стороны соискателей несколько превышает спрос, отметил представитель Минтруда.
В министерстве сообщили, что в государственной информационной системе «Работа России» зарегистрировано 388 000 резюме водителей, в том числе 35 000 — с компетенциями, необходимыми для работы водителями большегрузов. Работодателями заявлено 99 500 вакансий для водителей, более 4000 — водители грузового транспорта. Речи о дефиците специалистов на сегодняшний день не идет, отметил представитель министерства.
Латинский считает, что отмена патента для иностранцев сняла бы «серьезный бюрократический барьер» и помогла бы привлечь новые кадры в этот сектор экономики. Президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов напомнил, что средства от патентов идут в бюджет региона, а не в федеральный. Водителей грузового транспорта не хватает, отмечает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
По его словам, во-первых, работников призывали из-за востребованности этого навыка в военно-учетной специальности, во-вторых, молодые кадры не заинтересованы в работе дальнобойщиком. По оценкам Ашуралиева, в среднем по стране в автопарках логистических компаний из-за отсутствия водителей сейчас простаивает около 10% транспортных средств. Миронов добавил, что проблемы с водителями усугубляет дороговизна обслуживания отечественной и китайской техники.
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина сказала, что нехватка водителей грузовиков ощущается давно, а средний возраст дальнобойщиков приближается к 50 годам. По ее словам, можно было бы также унифицировать стоимость патента во всех регионах России.