Число легковых автомобилей впервые сократилось более чем в пяти регионах России
Количество зарегистрированных автомобилей сократилось впервые за много лет в Москве, Подмосковье, Петербурге, Краснодарском крае и других регионах, следует из отчетности ГИБДД. Эксперты связывают это как с сокращением автомобильного рынка, так и с отъездом россиян из страны
По итогам 2022 года в органах ГИБДД было зарегистрировано 60,45 млн механических транспортных средств. Это всего на 312 000 автомобилей (или 0,5%) больше, чем насчитывалось в 2021 году. В 2019–2021 годах автопарк рос на 1,4–1,9% ежегодно. Как минимум в шести российских регионах легковой автопарк впервые за много лет пошел на убыль, а рекордсменом по приросту числа регистраций стало Приморье — на учет за год дополнительно встало 15 000 легковых машин, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику ГИБДД.
К концу 2022 года в России было зарегистрировано 50,6 млн легковых машин. Самым массовым сегментом остаются машины с двигателями «Евро-4» (15,8 млн) и с двигателями, класс которых не установлен (15 млн). На 61% увеличился парк электромобилей (всего 23 700), на 51% — гибридов (138 500).
Количество зарегистрированных легковых автомобилей сократилось в десяти регионах: в Москве — на 16 600, в Московской области — на 11 100, в Санкт-Петербурге — на 11 000, в Саратовской области — на 7900, в Краснодарском крае — на 7300, в Псковской области — на 5000. В Калининградской области легковой автопарк вырос на 9000 машин, в Тюменской области — на 5300, в Татарстане — на 2000, на Камчатке — на 1000.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что автомобилей в регионах становится меньше только на бумаге. По его словам, многие автовладельцы снимают машины с учета и продолжают на них ездить, тем самым экономя на штрафах с камер, ОСАГО, транспортном налоге. Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает такую причину сокращения автопарка маловероятной. Управление машиной с подложными государственными регистрационными знаками наказывается лишением прав до полугода, отметил Травин.
Собеседник газеты добавил, что в прошлом году многие россияне покинули страну, многие пересекли границу на своих автомобилях, предварительно сняв их с учета, чтобы пользоваться ими на новом месте. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отметил, что миграция из Москвы в 2022 году была самая значительная, но многие автовладельцы продавали свои машины в другие регионы. Этим можно, по его словам, объяснить прирост автопарка в некоторых регионах.
Виктор Травин не исключил, что среди снятых с учета автомобилей может быть много внедорожников. По законодательству государство в оговоренных случаях может изымать полноприводные машин во время мобилизации, сказал правозащитник. Он предположил, что многие автовладельцы прекращали регистрацию в ГИБДД из-за этого.
Обновление автопарка идет гораздо медленнее из-за резкого сокращения продаж новых авто, сказал Шапарин. В 2023 году в Россию, по его прогнозам, будет ввезено гораздо больше автомобилей возрастом три-пять лет (сейчас их 5,8 млн). По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году рынок новых машин упал на 59%, до 687 000. В АЕБ ожидают, что в 2023 году рынок вырастет на 12%, до 0,77 млн.