«Речь шла о ликвидации компании»: как Урал лишился легендарного мотозавода
Весной 2022 года управленцы Ирбитского мотозавода, который принадлежит компании Ural Motorcycles, искали способы спасти бизнес. Продолжать сборку и продажи мотоциклов в России было невозможно из-за введенных против нашей страны санкций. Импорт иностранных комплектующих и экспорт техники фактически попали под запрет. А основные покупатели «Уралов», любители дорогостоящей ретро-техники, живут в США, Канаде, Мексике, Евросоюзе, Японии и Австралии.
«Речь шла о ликвидации компании: как тогда нам казалось, выхода не было, — вспоминает Илья Хаит, гендиректор и владелец Ural Motorcycles. — 95% мотоциклов идет на экспорт во всякие «неправильные» страны, 75-80% комплектующих поставляются из-за рубежа».
Илья Хаит с командой начал восстанавливать Ирбитский мотозавод (ИМЗ) более 20 лет назад. Производство, основанное в 1941-м, им досталось после двух банкротств в ужасающем состоянии: пришлось массово увольнять сотрудников, изменять всю технологическую цепочку, улучшать качество и выходить на внешние рынки. Илья Хаит уехал в Америку в 2003 году, чтобы развивать дистрибуцию «Уралов». Сейчас он живет в Сиэтле, поэтому наблюдал за переездом компании издалека.
Уральский внедорожный мотоцикл с коляской сейчас продается в США по цене от $20 000. До февраля 2022 года компания выпускала более тысячи мотоциклов в год. Терять бренд и производство — это был не вариант для «Урала», говорит Хаит. Поэтому появилась идея с переездом, и самым реалистичным планом оказалось перемещение сборки в Казахстан.
Решение приняли быстро: в марте коммерческий директор и главный технолог ирбитского завода вылетели в Астану. «Мы оказались одними из первых, места в гостиницах тогда еще были», — замечает Хаит.
Волна с Севера
Весной 2022 года Казахстан пережил рекордный наплыв россиян. С января по май в стране было зарегистрировано 1600 новых компаний с российским участием. По итогам года их число выросло почти в два раза и достигло 15 600, подсчитали в Бюро национальной статистики Казахстана.
Чиновники в Астане, к которым пришли управленцы ИМЗ, посоветовали им посмотреть площадку под производство в Петропавловске — это 40 км от российской границы и 600 км от Ирбита. Менеджеры сразу же встретились с таможенным брокером, чтобы понять, как организовать ввоз комплектующих и вывоз готовых мотоциклов.
Производство решили разделить: в Свердловской области продолжать изготавливать рамы и кузовные детали мотоциклов, а в Петропавловске собирать и отгружать готовую продукцию. Довольно быстро нашли площадку — арендовали 2000 кв. м в пустующем цехе у компании «Казтехмаш». Весной выбор производственных площадок в Казахстане был больше и цены ниже, чем полгода спустя, уверяет Хаит. Например, арендовать цех его сотрудникам удалось менее чем за $10 000 в месяц.
«Многие собственники российских компаний прошлой весной были под колоссальным давлением и занимались не спасением бизнеса, а перевозкой капитала, оформлением зарубежных паспортов, пытались как-то избежать санкций», — замечает Оксана Мосина, управляющий партнер RosExper. В результате время было потеряно, и выиграли те, кто быстро организовал переезд.
В 2022 году немало компаний перенесли свои фронт-офисы из России в «дружественные юрисдикции», в том числе в Казахстан, однако на переброску производства решились единицы, рассказывает Мосина. Например, российская компания Rival перевела производство автомобильных аксессуаров в Костанай, по данным правительства Казахстана. А липецкий завод ЛСТК, выпускающий легкие строительные конструкции, обосновался в экономической зоне Кызылжар.
Местные власти в Петропавловске лояльно отнеслись к переселенцам из Ирбита и всячески им помогали. Правда, возникла одна забавная заминка. В налоговом ведомстве никак не могли зарегистрировать компанию. Новая казахская компания — дочка американской IMZ-Ural Group inc, которая базируется в Редмонде. Когда стали выяснять, в чем проблема, оказалось, что в базе налоговиков такой город просто не числится.
В начале мая компанию зарегистрировали, и менеджеры стали готовить цех: надо было все покрасить, выровнять пол, организовать склад. Купили стеллажи, верстаки, компрессоры, подъемно-транспортное оборудование, инструменты. «И это было не так просто: мы никого там не знали, к тому же, в Казахстане меньше развиты сервисы для бизнеса», — объясняет Хаит.
Для нового сборочного производства инженеры завода в Ирбите спроектировали и изготовили новую оснастку: на нее устанавливают узлы и целые мотоциклы при сборке. Компании помогла стратегия предыдущих лет — она методично искала поставщиков комплектующих, и научилась обходиться без тяжелых станков и конвейеров. Поэтому переезжали налегке.
Чтобы быстрее запустить цех, специалистов-сборщиков сначала отправляли в Петропавловск из Ирбита, — они работали вахтовым способом. Потом сотрудников наняли на месте. Сейчас в казахской компании чуть более 20 человек. В Казахстане средняя зарплата после уплаты налогов $390, что заметно меньше российской ($909), по данным Numbeo. Но и стоимость жизни тоже ниже — примерно на 22%.
Три руководителя из Ирбита перебрались в Петропавловск — они возглавили новое подразделение. «Без ирбитских ребят ничего бы не получилось, я лишь следил за переездом удаленно», — уточняет Хаит, который живет в Сиэтле. Он уверяет, что уговаривать на переезд управленцев не пришлось.
Не думать, что вернешься
В июле в Петропавловске собрали первый «Урал», в августе возобновили отгрузки мотоциклов в контейнерах. Переезд и вынужденный простой занял почти полгода. «Работали круглые сутки, мы понимали: если мы не сделаем все быстро, бизнесу конец», — рассказывает Хаит.
На 2022 год у менеджмента Ural Motorcycles были большие надежды: рынок стал восстанавливаться после пандемии. В 2021 году компания продала 1100 мотоциклов. Прошлый год тоже начался хорошо, но к весне продажи забуксовали, хотя на складах у дилеров «Уралы» были. Покупатели интересовались: раз завод остановился, будут ли запчасти, стоит ли этот мотоцикл вообще покупать. Деньги все это время компания использовала не так, как планировала: проекты по НИОКР и аутсорсингу, маркетинг — все было остановлено.
Из-за вынужденного простоя в прошлом году продали 560 мотоциклов, что на 55% меньше, чем было в планах. Выручка от продаж сократилась на несколько миллионов долларов, по результатам года компания ушла в убытки. Сам переезд стоил недорого, а вот полгода простоя для небольшого бизнеса — колоссальный стресс, финансовые ресурсы истощились, и восстанавливаться придется долго, сетует Хаит.
Значительно увеличилась себестоимость производства «Уралов». Логистика, например, сильно усложнилась и подорожала. Раньше отвезти контейнер с мотоциклами в Америку через Германию стоило €2500, теперь — €7000. И вместо восьми дней они едут 17 — из-за проблем на границах. Немецкий порт отказался обрабатывать грузы из России, пришлось на ходу переносить отгрузки в Роттердам. Подорожали океанские перевозки, очень замедлились поставки из Азии, железная дорога работает плохо. Спасает ситуацию только то, что маржинальность на единицу продукции у «Уралов» довольно высока.
«Лайфхак для уезжающих один — если ты уезжаешь, никогда не думай, что когда-то вернешься, — замечает Хаит. — Я так переехал 20 лет назад в Америку. С бизнесом то же самое: если будешь относится к новому месту, как к временному, вряд ли что-то получится».
План Ural Motorcycles на 2023 год — продать 850 мотоциклов. Чтобы его выполнить, придется научиться работать в новой системе, выстроить логистику и не потерять в качестве сборки. На производстве в Ирбите теперь занято 110 человек, в прошлом году было 140. Связано это не с переездом, а с сокращением объемов продаж, объясняет Хаит: «Там по-прежнему много работы — все так же варим рамы, красим. Начинаем думать, что еще можно выпускать в России».
Как отнеслись в Ирбите к тому, что город лишился производства «Уралов»? В администрации Ирбита на вопросы Forbes ответить не смогли. По словам горожан, с которыми удалось поговорить, предприятие давно уже не градообразующее, и этот переезд многие не заметили. В службе занятости Ирбита рассказали, что больших сокращений пресонала на ИМЗ не было, и если в службу и обращались уволенные сотрудники, — то это были единичные случаи.
Ural Motorcycles предстоит решить еще много проблем. По словам Хаита, в некоторых странах ситуация с продажами ухудшилась — спрос на товары длительного пользования упал. Из-за спада в экономике потребители стали тратить деньги по-другому и в США, подтверждает исследование Мичиганского университета за 2022 год. 57% американцев заявили, что сейчас «неподходящее время» для покупки крупного товара длительного пользования.
А российских покупателей компания, скорее всего, уже потеряла. Весной и летом 2022 года был всплеск продаж, а сейчас они сошли на нет. «Мы никогда не фокусировались на внутреннем рынке, для российских покупателей «Урал» — дорогой продукт.— отмечает Хаит. — Нам, конечно, будет безумно жаль потерять их, но это всего 50 мотоциклов в год».