Автодилеры начали параллельный импорт для перепродажи другим продавцам автомобилей
Крупные автодилеры начали ввозить машины по параллельному импорту для перепродажи другим компаниям — продавцам легковых автомобилей, пишут «Ведомости». На рынке эту бизнес-модель считают выгодной для всех, и для дилеров, и для конечных покупателей автомобилей брендов, которые прекратили поставки в Россию, но пока применимой только к дорогим машинам
Крупные автодилеры начали ввозить машины по параллельному импорту для перепродажи другим компаниям — продавцам автомобилей. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на директора департамента оптовых продаж автомобилей группы «Авилон» Грацин Беленову и директора по развитию и инновациям «Ключавто» Юлию Овчинникову. На рынке называют схему рабочей, но пока ориентированной только на сегмент дорогих, а не бюджетных автомобилей.
Овчинникова на форуме ForAuto рассказала, что компания «Ключавто» создала подразделение, которое ориентировано на работу с автомобилями, поставляемыми в Россию по параллельному импорту. Оно позволит обеспечивать автомобилями не только «Ключавто», но и партнеров компании, сказала она. Сейчас у «Ключавто» в наличии около 4000 машин, привезенных по параллельному импорту для других дилеров и собственных розничных продаж компании, уточнила Овчинникова.
Собеседница газеты признала, что прогнозировать что-то на этот год сложно. По ее словам, спрос сейчас больше на бюджетные машины, но перспективы есть и у премиум-сегмента. «Мы обеспечиваем партнеров пулом маркетинговых инструментов для продвижения моделей, не влияем на розничную цену — это более комфортно, чем классический дистрибьютор. Но берем на себя самое сложное — логистику и доставку автомобилей», — сказала она 15 февраля на форуме ForAuto.
По словам Беленовой, «Авилон» начал развивать у себя дистрибьюторское направление в 2022 году. Партии, которые заказывают у компании дилеры, составляют от 100 до 1000 автомобилей и в основном их привозят из Китая, добавила она. В пример Беленова привела поставку в Россию более 850 Volkswagen Bora китайского производства. «Мы осуществляем импорт только как юрлицо, что делает покупку более выгодной как для дилеров, так и для конечных клиентов», — отметила Беленова.
Группа закупает для других дилеров автомобили марок Mercedes, BMW, Audi, Toyota, Volvo, Volkswagen, Kia и др., но собирается концентрироваться только на премиальных марках, рассказала она. В феврале дистрибьютор ожидает партию Volkswagen Bora, а также Tayron и Talagon, Voyah Dreamer, Toyota Camry, FAW B70, Jetta VA3, Hongqi H9 и Hongqi ES9. По словам генерального директора дилера «Автодом» Андрея Ольховского, поставка автомобилей — это только 20% от того, что должно присутствовать у дистрибьютора в классическом смысле. Но это «все равно лучше, чем ничего», сказал Ольховский.
В текущей ситуации такая бизнес-модель выгодна всем участникам рынка, считает гендиректор «Автоспеццентра» Андрей Терлюкевич. По его мнению, организация параллельного импорта в крупных масштабах — это сложный и дорогостоящий процесс с точки зрения как логистики и таможни, так и затрат на выкуп самих машин. «Крупные дилеры самостоятельно или объединившись друг с другом действительно привозят крупные партии автомобилей по параллельному импорту. Они могут продавать их самостоятельно или продавать небольшим дилерам в другие регионы, где они не пересекаются по продажам», — рассказал гендиректор «Автоспеццентра».
Сама компания пока не занимается параллельным импортом в масштабах дистрибьютора, уточнил Терлюкевич. Не делает этого пока и «Рольф», сказал директор по развитию компании Владимир Мирошников на ForAutо. По данным аналитического агентства «Автостат», за 2022 год на долю параллельного импорта пришлось 12% из 626 300 проданных в стране новых легковых машин. В январе в России продали 45 231 новый легковой автомобиль, 25 430 из них (39%) — импорт, следует из данных «Автостата» и Системы электронных паспортов транспортных средств. Около 8000 — неофициальный импорт (20% ввезли юрлица).
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов назвал схему параллельного импорта для дилеров рабочей, особенно в случае нахождения оптимального соотношения обменных курсов и логистических маршрутов. Директор юридического департамента, партнер Центра по работе с проблемными активами Константин Богородицкий полагает, что параллельный импорт со стороны дилеров востребован в целях ввоза автомобилей премиального и люксового сегментов. Применить в этом случае льготную ставку утильсбора невозможно, но и расходы на него не столь критичны с точки зрения ценообразования на машину, объяснил юрист.