Турбизнес и эксперты назвали сроки возрождения массового безвизового туризма из Китая
Власти России и Китая возобновили соглашение о безвизовом туризме. Оно позволяет группам до 50 человек посещать соседнюю страну без визы и находиться там до 15 дней. Первые группы китайских туристов в России ждут к лету, но массовым туристический поток из Китая станет через два-три года, считают участники рынка
Россия и Китай возобновили соглашение о безвизовых групповых туристических поездках, приостановленное из-за пандемии COVID-19. Об этом сообщает РБК со ссылкой на ответы российских министерств иностранных дел и экономического развития на запросы издания.
Соглашение, заключенное в 2000 году, разрешает организованным туристам в группе (5-50 человек) посещать соседнюю страну без визы и находиться там до 15 дней. Представитель МИДа сообщил, что граждане КНР могут въезжать на территорию России как на основании виз, «так и в безвизовом порядке» в рамках межправительственного соглашения. Министерство культуры и туризма Китая в ближайшее время должно прислать список китайских туристических компаний, которые планируют отправлять групповые туры в Россию по соглашению, сказал представитель Минэкономразвития. Министерство направит этот список в пограничную службу. Предполагаемые сроки, когда заработает безвизовый коридор, в российском министерстве не назвали.
Заявки на групповые туры из Китая уже есть у туроператоров «Интурист» и «Тари Тур», рассказали представители компаний. Туристы поедут не раньше лета, сказала генеральный директор «Тари Тур» Марина Левченко. По ее словам, обычно группы из Китая приезжают в высокий туристический сезон — в середине июня. Российские туроператоры рассчитывают получить аккредитацию и выступать принимающей стороной для китайских групп, чтобы исключить серые схемы при обслуживании гостей, которые были до пандемии, добавила собеседница издания.
Китайские туристы могут сыграть ключевую роль в восстановлении российского въездного туризма, но на достижение доковидных показателей может уйти минимум три года, сказала экс-глава Ростуризма и член экспертного совета при правительстве Зарина Догузова. «За это время нужно завершить обеление этого сегмента рынка, чтобы деньги от посещения китайскими туристами России оставались в стране, и привлекать больше платежеспособных туристов, чтобы росли доходы российского бизнеса», — отметила экс-глава Ростуризма.
Генеральный директор турагентства «Свой ТС» Сергей Войтович назвал основным препятствием для возобновления массового туризма из Китая авиаперевозки. Китайские чартеры в Россию пока не летают, в том числе из-за проблем с обслуживанием самолетов, уточнил собеседник. Представитель «Аэрофлота» сообщил, что авиаперевозчик по мере возобновления спроса может увеличить частоту рейсов в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу до ежедневной, а полеты в Чэнду планирует выполнять до трех раз в неделю. Из китайских перевозчиков, по данным АТОР, из Пекина в Москву летают Air China и Hainan Airlines. Из российских регионов в Харбин летают самолеты «ИрАэро» из Иркутска и «Авроры» из Хабаровска.
Ограничением для туристов может стать и использование карт иностранных банков в России. Китайские туристы в России могут расплачиваться картами UnionPay, а также через сервисы бескарточных платежей AliPay и WeChat Pay, но принимать их могут не во всех торговых точках. UnionPay официально не объявляла об ограничении своей работы в России, но, по данным источников РБК, ввела запрет на обслуживание своих карт, выпущенных иностранными банками, в POS-терминалах, находящихся под западными санкциями банков.
Поездки в Россию, безусловно, будут востребованы у китайцев — здесь играют роль традиции и близость территории, считает заместитель председателя совета ассоциации «Мир без границ» и гендиректор компании «Ретро-Туризм» Александр Львов. В то же время отсутствие в России ряда иностранных брендов может негативно повлиять на поток китайских туристов, признал эксперт. Основатель Fashion Advisers Мария Герасименко отметила, что российские дизайнеры занимают незначительную долю в люксовой нише, вероятно, расходы туристов перераспределяться в сторону покупки ювелирных украшений и впечатлений.
Далеко не все китайские туристы «скупали люксовые бренды», турпоток в Россию составляли в основном люди со средним достатком, которые путешествовали благодаря доступным из-за чартерных программ авиабилетам, возразила коммерческий директор въездного департамента туроператора «Интурист» Анастасия Балашова. Достигнуть допандемийного уровня турпоток из Китая в Россию сможет не раньше 2024–2025 годов, полагает она.