Шелковый путь: российский уголь после европейского эмбарго плывет в Индию и Китай
Заместитель председателя правительства Александр Новак в статье, опубликованной в журнале «Энергетическая политика», отметил, что российская угольная промышленность одной из первых столкнулась с ограничениями на поставки в западные страны. «Тем не менее отечественные угольные компании смогли оперативно пересмотреть свою экспортную политику, оптимизировать подходы и адаптироваться к новым реалиям», — говорится в статье.
По словам Новака, в 2022 году в России было добыто 443,6 млн т угля, что «чуть больше показателей прошлого года». Он не привел информации за 2021 год, когда, по данным Росстата, было добыто 432 млн т угля, включая 99,8 млн т коксующегося. По итогам года, сообщил Новак, экспорт российского угля снизился на 7,5%, до 210,9 млн т, поставки на внутренний рынок при этом выросли.
Вице-премьер сообщил, что усилия государства и угольных компаний направлены на дальнейшую переориентацию экспорта российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Для этого предусматривается модернизация Восточного полигона железных дорог, что, по словам Новака, должно привести к увеличению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на экспорт до 180 млн т в год (в 2021 году она была 144 млн т).
Чтобы вывести на рынок уголь из отдаленных районов, ведется строительство железнодорожной ветки «Эльга — Чумикан» (от Эльгинского месторождения в Якутии к побережью Охотского моря). Это, по прогнозам вице-премьера, обеспечит дополнительный объем отгрузок угля до 10 млн т в год в 2025 году и до 30 млн т в год в 2030 году. Развитие Эльгинского угольного комплекса приведет к увеличению добычи до 50 млн т, сказал Новак, не уточнив, когда это произойдет. В 2022 году на комплексе было добыто 20 млн т угля. Проектируется разработка и развитие ряда новых месторождений, строительство и реконструкция электростанций, добавил Новак.
Одними из основных внешнеэкономических партнеров России, сказал вице-премьер, остаются Китай и Индия. Российский экспорт угля в Китай вырос в прошлом году на 11,2% по сравнению с 2021 годом, до 59,52 млн т, в Индию — почти в три раза, на 147% (до 16,7 млн т). Новак рассчитывает, что России удастся к 2030 году увеличить экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в полтора-два раза. В частности, он напомнил, что в октябре 2021 года Россия подписала с Индией меморандум на поставку 40 млн т коксующегося угля в год до 2030 года.
Официальная статистика по экспорту энергоносителей в 2022 году недоступна, поскольку Федеральная таможенная служба и Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) закрыли эту информацию.
Старший партнер компании «Партнеры в эффективности» Алексей Кузнецов сказал Forbes, что, по его оценкам, экспорт угля из России в страны АТР в 2021 году составил 125 млн т. Кроме Китая и Индии, крупными импортерами угля в регионе были Южная Корея и Япония.
С Японией все непросто. В 2021 году российский экспорт угля в эту страну, по данным портала Statista, составил порядка 22 млн т. Но, по данным Reuters, импорт угля из России в Японию резко сократился с середины 2022 года и в феврале 2023-го упал почти до нуля. Отгрузки в Южную Корею российские угольные компании, согласно отраслевому порталу The Coal Hub, увеличили в 2022 году к 2021-му на 21%, или на 4,6 млн т — до 26,5 млн т.
Россия также нарастила в прошлом году экспорт угля в Турцию примерно на 15-20% к 2021 году — до 16-17 млн т, говорит независимый эксперт Леонид Хазанов. «Турция частично использует российский уголь для собственных нужд, а частично может отправлять в ЕС, выдавая его за свой собственный», — говорит эксперт.
Рост экспорта возможен
Потенциально доля России в поставках в страны АТР может вырасти за счет снижения доли Индонезии и Австралии или за счет перераспределения их поставок в Европу, говорит Кузнецов из «Партнеры в эффективности». Для наращивания экспорта в страны АТР к 2030 году в полтора раза можно, например нарастить экспорт в Китай примерно в два раза — с 59,5 млн т до 120 млн т, что будет соответствовать среднегодовому приросту в 9%, это сопоставимо с темпами роста импорта угля Китая из России в 2022 году, говорит эксперт.
Кузнецов согласен, что увеличение экспорта возможно в случае модернизации Восточного полигона российских железных дорог и строительства железнодорожной ветки «Эльга — Чумикан». «Надо также принимать во внимание, что при расшивке ограничений железнодорожной логистики необходимо будет разбираться с перевалкой, — говорит Кузнецов. — Перевалка угля в портах Дальнего Востока составила 107 млн т в 2022 году (прирост 0,5% относительно 2021 года). Увеличение мощностей по перевалке возможно прежде всего за счет повышения операционной эффективности до 15% и дальше — за счет модернизации и строительства новой инфраструктуры».
По словам Хазанова, можно ожидать, что Россия наладит поставки угля в Иран по Каспийскому морю, откуда они могут пойти и далее в Пакистан и Индию. Такой новый маршрут сможет снизить потребность отечественных угольных компаний во фрахте судов для транспортировки их продукции в Индию через порты Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока России, говорит Хазанов.
Снижение цен
По мнению старшего эксперта Института энергетики и финансов Александра Титова, Россия будет стараться увеличить экспорт угля, даже несмотря на текущее снижение мировых цен. По его данным, в конце января — начале февраля этого года котировки энергетического угля на всех площадках существенно просели. Стоимость энергетического угля в Европе начала снижаться вслед за ценой газа, достигнув минимума с февраля 2022 года. 13 февраля 2023 года европейские угольные котировки (Европейский бенчмарк CIF ARA 6000kkal — цены на энергетический уголь, поставляемый в порты северо-запада Европы: Амстердама, Роттердама и Антверпена) находились на отметке $130 за т, что на 43% ниже уровня начала 2023 года и примерно соответствует уровню конца 2021 года.
Есть несколько причин такого значительного снижения цен на уголь, говорит Титов. По его словам, достаточно мягкая зима в Европе снизила спрос на электроэнергию и тепло, сохранив высокие запасы газа в подземных хранилищах и угля на портовых терминалах.
Все второе полугодие 2022 года угольная генерация в Европе была крайне рентабельной за счет высоких цен на газ. По сравнению с началом зимы, цены на газовой бирже TTF сократились к середине февраля на 60,5%. Это потянуло вниз и цены на электроэнергию, что, в свою очередь, снизило рентабельность угольных электростанций. В результате рентабельности угольной и газовой генерации в Европе стали примерно равны между собой, чего не наблюдалось с июня 2022 года. Это обеспечило снижение спроса на уголь, поскольку у коммунальных предприятий стало больше стимулов для перехода с угля на газ при выработке электроэнергии. Морской импорт угля в Европу в январе составил 282 000 т в сутки, что на 21% ниже уровня декабря 2022 года, отмечает Титов.
Снижение цен на уголь в Европе в течение января-февраля 2023 года создало рекордный спред между европейскими и азиатскими ценами, отмечает Титов. В январе разница между ценами азиатского (FOB Newcastle) и европейского (CIF ARA) бенчмарков достигла рекордной отметки в $204 за т, (для сравнения, в 2010-2020 годах цена FOB Newcastle превышала цену CIF ARA всего на $5,7 за т). Это создало значительные возможности для арбитража, и трейдеры, располагавшие большими запасами угля в Европе, начали перенаправлять объемы на премиальный рынок АТР, что оказало понижательное давление на цены угля в Азии, сообщил эксперт.
«Пока неясно, будет ли устойчивым новый уровень цен на энергетический уголь, цена на который фактически вернулась к уровню февраля 2022 года, — говорит Титов. — С одной стороны, на цены могут повлиять избыточные запасы газа и угля в Европе под конец отопительного сезона. Кроме того, ожидаемая сухая погода в Австралии в 2023 году в сочетании с ослаблением запрета на импорт австралийского угля со стороны Китая позволит австралийским компаниям нарастить экспорт. Да и рост добычи в Китае, Индии, Индонезии и некоторых других странах может поддержать мировое предложение угля. С другой стороны, возможный рост цен на газ может потянуть за собой и угольные цены».
Снижение мировых цен на уголь привело к сокращению и российских цен, говорит Титов. По данным Argus, 10 февраля цена российского высококалорийного угля (6000 ккал на условиях FOB) при отправке из портов Северо-Запада составляла $105,3 за т (снижение на 11,9% к началу 2023 года), из Тамани — $109,5 за т (минус 13,6%), из порта Восточный — $132,8 за т (минус 16,2%). При этом отчасти снизился дисконт по отношению к мировым ценам, отмечает эксперт, поскольку российские угольные компании решили большинство вопросов с фрахтом и страхованием балкеров.
«На фоне высоких цен на уголь в Азии по сравнению с европейскими ценами в январе 2023 года поставки российского угля через порты Северо-Запада выросли на 32,9% к аналогичному периоду прошлого года, — говорит Титов.— Основные направления — Марокко, Турция, Израиль, а также Индия и Китай».
По мнению эксперта, российские компании будут стремиться наращивать объемы экспорта. Во-первых, говорит Титов, нынешний уровень цен сохраняет для российских угольщиков положительную рентабельность, пусть и минимальную. Во-вторых, компании ищут новых клиентов и даже демпингуют в поисках новых рынков сбыта в стремлении заключить долгосрочные контракты. В-третьих, у угольной отрасли есть определенный запас прочности и ресурс для снижения своих затрат: угольщики будут добиваться замораживания тарифов РЖД и скидок на перевалку в портовых терминалах. Кроме того, по мере замещения санкционного оборудования может снижаться и себестоимость добычи угля. Не исключено также, что ЦБ может ослабить в 2023 году курс рубля для поддержки бюджетных поступлений и поддержки экспортеров. «Снижение объемов в 2023 году по отношению к 2022 году в принципе может наблюдаться за счет высокой базы 2022 года, когда еще шли поставки угля в Европу, — допускает Титов. — Но постепенно экспорт будет восстанавливаться».
МЭА не верит в рост российского экспорта
Есть и более пессимистическая точка зрения на перспективы российского угля за рубежом. Международное энергетическое агентство (МЭА) в отчете «Уголь 2022» сообщило, что российский экспорт энергетического угля снизился уже в первом полугодии 2022 года.
В августе вступило в силу эмбарго на поставку российского угля в страны ЕС. Европейцы остановили импорт, а Россия нарастила экспорт в Индию, Китай, Турцию и Южную Корею, но компенсировать выпавшие объемы не получилось. Экспорт в азиатском направлении был ограничен пропускной способностью железных дорог внутри России, резко возросшей стоимостью фрахта и страхования российских поставок, пишет МЭА.
Агентство оценивает сокращение экспорта российского энергетического угля в 2022 году по сравнению с 2021-м в 10%, до 157 млн т, и ожидает дальнейшего снижения в 2023 году и позже. «Хотя Россия, вероятно, улучшит существующую экспортную инфраструктуру в азиатском направлении, спрос на импорт, по прогнозам, снизится в основном в результате расширения производства в Индии и Китае, — отмечает МЭА. — Как следствие, мы ожидаем, что экспорт энергетического угля из России снизится примерно до 150 млн т в 2025 году, то есть будет примерно на 4,3% ниже объема экспорта 2022 года».
Энергетический уголь составляет порядка 77% всего мирового импорта угля. Остальные 23%, или порядка 324 млн т, в 2022 году приходились на металлургический или коксующийся уголь. Крупнейшим поставщиком коксующегося угля с долей 56% в 2021 году являлась Австралия, за ней следовали США и Россия, на долю которых приходилось по 13%. По оценке МЭА, экспорт энергетического угля из России в 2022 году сократился по сравнению с 2021 годом на 5,9 млн т, до 35 млн т. К 2025 году он сможет вырасти только на 3,9 млн т в год за счет «устранений узких мест инфраструктуры».