Москва и Петербург отстают от регионов по количеству новых торговых центров
По итогам 2022 года в России было открыто 28 новых торговых центров общей арендопригодной площадью 321 300 кв. м, что на 64% и 47% ниже показателей 2021 и 2020 годов, подсчитали аналитики консалтинговой компании NF Group. Объем ввода в 2022 году является минимальным за последние 20 лет на российском рынке качественной торговой недвижимости.
В регионах (за исключением Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) реализовано 15 торговых объектов, в Москве — 10, в Московской области — два и еще один — в Санкт-Петербурге.
«Мы отмечаем высокую устойчивость регионального рынка к сложившимся структурным изменениям, — комментирует ситуацию региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. — Связано это прежде всего с тем, что присутствие международных брендов в регионах не было таким широким, как на столичных рынках. Мы ожидаем, что поступательное развитие региональных рынков торговой недвижимости продолжится с учетом корректировок на текущую ситуацию».
Наиболее сильный негативный эффект от ухода зарубежных игроков ощутили на себе объекты, которые считались самыми успешными из-за высокой доли международных брендов в пуле арендаторов, говорится в исследовании NF Group.
Сделано в России
Ретейлеры из других стран не смогли быстро выйти на рынок и занять освободившиеся места: обычно процесс вывода нового бренда занимает от полутора до трех лет, поэтому основной спрос на торговые площади сейчас наблюдается со стороны локальных игроков и турецких компаний.
В прошлом году в торговых центрах России было открыто 32 магазина в формате универмага или мультибрендового пространства, большая часть этих открытий (19 штук) пришлась именно на региональные ТЦ, семь — на Москву и шесть — на Санкт-Петербург.
В ТРЦ KazanMall (Казань) появилось пространство O DA BRANDS, где представлены коллекции российских брендов и дизайнеров. Мультибрендовые шоурумы ульяновских дизайнеров «Союз» и Fabrika, которые уже функционируют в ТРЦ «Аквамолл» и ТРЦ «Пушкаревское кольцо» (Ульяновск), выходят в соседние регионы: Самару, Сызрань и Казань. Второй бутик «Союз» может появиться в Москве: в этом случае концепция пространства будет скорректирована до ценового премиум-сегмента.
В ТРЦ «МЕГА Казань» (Казань) открылся мультибрендовый магазин детских товаров Royal Rabbit, арендатор также зашел в ТРЦ «МЕГА Белая Дача» (Москва), ТРЦ «МореМолл» (Сочи), ТРЦ «Галерея Новосибирск» (Новосибирск) и ТРЦ «Горизонт» (Ростов-на-Дону). В последнем объекте также было открыто мультибрендовое пространство российских дизайнеров Veresk Studio.
В ТРЦ «Аврора Молл» (Самара) открылось первое в городе пространство «Наши» c товарами местных производителей. В Самаре же в ТРК «Амбар» состоялось открытие первого в Поволжье универмага российских дизайнеров SLAVA на площади 1 000 кв. м. В ТРЦ «Галактика» (Когалым) открылся мультибрендовый магазин Bomond. В ростовском ТРК «Горизонт», помимо мультибрендовых пространств, появились такие арендаторы, как Ruck&Maul (бренд повседневной одежды премиум-класса), мультибрендовый магазин lady & gentleman CITY, fashion-бренд Urban Vibes (открылся еще в четырех ТЦ России), полноформатный магазин SODAMODA, бутик Akhmadullina Dreams.
В этот же торговый центр зашли европейские марки одежды KETROY и Marc O'Polo. Marc O'Polo открылся еще и в ТРЦ «Фантастика» (Нижний Новгород) и впервые зашел на челябинский рынок в ТРК «Родник». В 2023 году в ТРК «Горизонт» планируется открытие fashion-брендов LIME и Emka.
Торговые центры продолжают строиться
В случае реализации всех проектов в анонсированные девелоперами сроки объем качественных торговых площадей во всех городах России к концу 2023 года может достичь 29,7 млн кв. м. Таким образом, предложение на российском рынке за год увеличится на 1,4%, или на 406 700 кв. м. Это на 27% выше показателя 2022 года, но на 54% ниже показателя 2021 года.
В регионах объем нового предложения будет выше аналогичного показателя 2022 года на 16% и составит всего 190 100 кв. м. Для сравнения, в Москве ожидаемый прирост торговых площадей составляет 176 600 кв. м, что на 43% выше показателя 2022 года, а рынок Санкт-Петербурга, согласно анонсируемым планам, пополнится на 40 000 кв. м. В числе значимых торговых центров, выход которых ожидается в 2023 году, — ТРЦ «Мармелад» (GLA: 45 000 кв. м) в Череповце, ТРЦ «Дружба» (GLA: 36 000 кв. м) в Уссурийске, а также МФК ARSIB Tower (GLA: 27 000 кв. м) в Тюмени.