Счетная палата выявила проблемы с финансированием строительства трассы в Китай
Счетная палата нашла проблемы в финансировании проекта трассы в Китай в части строительства трассы М-12 Москва — Казань. Аудиторы предупредили о недостаточности финансирования и обратились с предложениями о коррективах в паспорт проекта и проектную документацию в правительство. Генпрокуратуру уведомили о возможном ущербе государству при выполнении строительных работ
Стоимость строительства трассы М-12 (Москва — Казань) выросла в полтора раза, до 911,67 млрд рублей, а финансирование стройки, которая является самой крупной частью федерального проекта «Европа — Западный Китай», недостаточное, сообщает РБК со ссылкой на отчет аудиторов Счетной палаты по итогам проверки проекта в 2022 году. По итогам проверки аудиторы обратились с предложениями в правительство, а также в Генпрокуратуру в части претензий к расходованию средств в ходе строительства.
По паспорту проекта, стоимость трассы М-12 — 622,8 млрд рублей, а сметная стоимость строительства почти на 300 млрд рублей больше — 911,67 млрд рублей, отмечается в отчете. Такое расхождение требует изменений в паспорте проекта, сказал аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. Весной 2022 года в интервью РБК вице-премьер Марат Хуснуллин анонсировал, что стоимость проекта превысит 800 млрд рублей.
В отчете Счетной палаты указывается со ссылкой на данные госкомпании «Автодор», которая курирует строительство автодороги, что предполагаемый лимит финансирования проекта может быть незначительно уменьшен, до 901,5 млрд рублей, за счет экономии по статье «резерв средств на непредвиденные работы и затраты». Эту сумму, по данным «Автодора», обеспечат средства федерального бюджета (657,8 млрд рублей), Фонда национального благосостояния (150 млрд рублей) и выпуск облигационных займов (93,7 млрд рублей).
В плане дорожной деятельности на 2023–2027 годы, актуализированном в конец 2022 года, после проверки Счетной палаты обозначена стоимость строительства трассы М-12 в 901 млрд рублей. Аудиторы указывают, что она может увеличиться из-за обнаруженных на участках в Татарстане и Нижегородской области подземных провалов (карстов) глубиной 2–3 м и диаметром до 20 м. Проектной документацией устранение провалов не предусматривалось, оно предполагает внесение корректив в документацию и увеличение финансирования, считают в Счетной палате.
Аудиторы в письме правительству предложили поручить Минтрансу до 1 июня 2023 года внести изменения в паспорт проекта «Европа — Западный Китай». Соглашение о создании маршрута Европа — Западный Китай в 2014 году заключили правительства государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС: Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия). В 2019 году, год утверждения паспорта проекта, на него планировалось потратить 655 млрд рублей.
Самая крупная часть проекта — трасса М-12 из Москвы в Казань. Завершить ее строительство планируется до конца 2024 года. В проект также входит трасса М-11 Москва — Санкт-Петербург, основную часть открыли для движения в 2019 году. В 2022 году власти заключили контракт на финальный отрезок трассы М-11 в обход Твери. Его за 69,7 млрд рублей построит группа «Нацпроектстрой». Обход Твери строится за счет средств Фонда национального благосостояния, вне основного проекта. В отчете палаты указывается, что выросла и стоимость еще одной стройки проекта, объезда Тольятти, — с 121,2 млрд до 140,4 млрд рублей.
Счетная палата обратилась в Генпрокуратуру по результатам проверки расходования бюджетных средств на проектирование, строительство и ремонт дорог, включенных в проект. В пресс-службе ведомства пояснили, что это связано с отсутствием документов на перевозку снятого плодородного растительного слоя на одном из этапов строительства трассы М-12. По данным отчета, в этой части работ мог быть причинен ущерб на сумму около 170,6 млн рублей.
«Автодор» оплатил перевозку земли на 170,6 млн рублей, но нет никаких документов о том, что почва была привезена и передана региональным властям, как планировалось. Дочерняя компания «Автодора», СК «Автодор», выступает подрядчиком строительства седьмого этапа трассы М-12, которого касаются эти претензии.