РБК узнал о планах властей повысить штрафы при перевозке грузов по железной дороге
Власти планируют повысить в пять раз штрафы для бизнеса и перевозчиков за раздутые заявки на транспортировку грузов по железной дороге, узнал РБК. РЖД недоволен, что компании запрашивают на всякий случай избыточные мощности, которые потом полностью не используют, а штрафы за это не менялись около 20 лет. В деловой среде считают, что РЖД лишь маскирует нехватку магистральных локомотивов и другие проблемы
Власти готовятся в пять раз повысить штрафы за невыполнение грузоотправителями и перевозчиками заявок, поданных в РЖД на перевозку грузов, написал РБК со ссылкой на письма директора департамента транспорта правительства Анатолия Мещерякова и замглавы Минтранса Валентина Иванова в Минэкономразвития, Минфин, Минэнерго, Минпромторг, Минюст и Федеральную антимонопольную службу. Подлинность писем подтвердили два источника РБК в транспортных компаниях. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов подготовил соответствующий законопроект, сообщил РБК.
Для перевозки грузов отправители и транспортные компании договариваются с оператором железных дорог — РЖД: подают заявки, в которых указано количество вагонов и тонн груза, станции назначения и другие сведения. Сейчас грузоотправители нередко завышают заявки, создавая для себя резервы, и РЖД из-за этого неверно распределяет пропускные и перерабатывающие возможности железных дорог, что осложняет работу и ущемляет интересы добросовестных грузоотправителей, заявил РБК представитель РЖД. Штрафы при этом не менялись почти 20 лет и поставляют 10 рублей за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 рублей за непогруженный контейнер, отметил РБК со ссылкой на пояснительную записку к законопроекту. Накопленная инфляция за это время превышает 500%, поэтому и штрафы предлагается повысить в пять раз.
Законопроект касается архаичности отраслевого законодательства, в котором нет нормативных сроков приема груза к перевозке, что позволяет РЖД маскировать проблему нехватки магистральных локомотивов и узких мест в инфраструктуре, в первую очередь в направлении Дальнего Востока, заявил РБК источник в крупном железнодорожном операторе. Повышение штрафов создаст предпосылки для рисков злоупотреблений РЖД, занимающим монопольное положение, так как процесс принятия груза к перевозке сейчас не регламентирован по времени, сообщил РБК представитель крупного железнодорожного оператора «Нефтетранссервис».
Минфин «концептуально» поддерживает повышение штрафов, заявил РБК представитель министерства. Минтранс и Минпромторг отказались от комментариев. Минтранс предложил повышать штрафы не столь сильно, как предлагается, рассказал автор законопроекта Андрей Кутепов.
В 2022 году из-за санкций против России многие грузоотправители переориентировали потоки с Запада на Восток. По итогам года объем железнодорожных перевозок на восток впервые в истории превысил перевозки на запад, заявил глава РЖД Олег Белозеров на встрече с Владимиром Путиным 6 февраля.