Без ритуальных и эротических товаров: как Wildberries ограничивает продавцов
3 февраля Wildberries распространил сообщение пресс-службы о том, что вводит запрет на продажу безникотиновых вейпов и курительных смесей. Запрет вступает в силу 7 февраля. В пресс-службе онлайн-ретейлера уточнили Forbes, что предупредили продавцов заранее — 31 января маркетплейс внес изменения в договор-оферту. Эту информацию Forbes подтвердили несколько продавцов вейпов.
Мера призвана бороться с недобросовестными продавцами, которые использовали продажу безникотиновой продукции как лазейку для продажи никотиновых изделий, что запрещено правилами маркетплейса, сообщили в пресс-службе.
«Нам еще придется заплатить за возврат товара, — сетует один из продавцов. — По правилам приемки и возврата Wildberries взимает плату за сборку к возврату каждой товарной единицы, логистические издержки в размере от базовой стоимости логистики (33 рубля), и еще 80 рублей за доставку в ПВЗ или 170 рублей за курьерскую доставку».
«Хотелось бы, чтобы о таких изменениях в работе предупреждали хотя бы за месяц или была бы возможность вывезти ставший запрещенным товар без последствий. Ведь мы прекращаем торговлю не по своей инициативе», — вторит другой. По словам источника Forbes, знакомого с работой вейп-продавцов на Wildberries, на складах маркетплейса у продавцов вейпов в среднем находится 1000 — 2000 единиц товара. «То есть даже при минимальном расчете возврат выйдет в 113 000 рублей прямых убытков», — говорит он.
Что будет с теми, кто попробует продавать запрещенный товар после 7 февраля? Ответственность прописана в правилах маркетплейса (с ними ознакомился Forbes). Пункты 2.4 и 8.3 правил предусматривают штраф в размере 25 000 рублей за каждый факт нарушения (за каждый артикул товара), а также блокировку карточек запрещенных товаров. Повторное нарушение может привести к блокировке продавца.
Ножи и обшивка для гробов
Актуальный список запрещенных товаров на Wildberries сейчас включает 42 пункта (есть у Forbes). Кроме вейпов, к продаже запрещены: эротические товары и продукция, ритуальные товары, армейское снаряжение, легковоспламеняющиеся жидкости и розжиг, товары, внешний вид которых (или изображения на них) пропагандируют нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних, нацистская атрибутика, наркотические препараты и так далее.
Корреспондент Forbes проверил наличие таких товаров на маркетплейсе. Например, при вводе в поисковике площадки слова «каннабис» сервис выдает множество товаров с характерным изображением листа этого растения на упаковке или на фото товара — кремов, зубной пасты, масла, шоколадных плиток и футболок.
При поиске «Армейское снаряжение» можно увидеть тактические ножи, перчатки и наколенники, армейские аптечки, сухпайки армии России. Категория «Ритуальные товары» изобилует обшивками для гробов, похоронными венками и наборами для погребений.
В соответствующих товарных категориях можно найти и наборы БСДМ, и жидкости для розжига.
Что заставило площадку ввести запрет на продажу этих товаров, в пресс-службе Wildberries комментировать отказались.
История с запретом тех или иных товаров на Wildberries уже не редкость. Летом прошлого года у Роспотребнадзора появились претензии к продаже на Wildberries капсул и инъекций с витамином D3. Как утверждает ведомство, препарат опасен для человека, если употреблять его в «неконтролируемых количествах».
А в ноябре Роспотребнадзор добился запрета на продажу на маркетплейсе Wildberries пищевой продукции и БАД, в составе которых присутствуют мухоморы. Поводом для судебных разбирательств стало отравление подростка мухомором в Красноярске.
Свободная трактовка
«Налицо юридико-лингвистическая неопределенность этого списка запрещенной к продаже на площадке продукции, — считает генеральный директор юридической фирмы Fox Legal Consulting Александр Ефимов. — Употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера позволяет маркетплейсу трактовать запреты по своему усмотрению и приводит к произвольному ущемлению прав продавца».
Ефимов указывает, что, например, применение пункта 29 («Товары, способствующие незаконной деятельности») может заблокировать и набор кухонных ножей, и бейсбольные биты, и обычную бельевую веревку. Подушка с наполнителем из конопляного волокна (также есть в продаже на Wildberries) вполне может попасть под пункт 20.1 «Продукция, содержание которой включает в себя пропаганду наркотических средств» и так далее. «При этом дополнительных разъяснений или уточнений список не содержит», — отмечает Ефимов.
Сложная проверка
«При том количестве SKU (идентификатор товарной позиции, единица учета запасов, артикль), что представлено на крупнейших российских маркетплейсах на начало IV квартала 2022 года ,— более 150 млн на Ozon, более 80 млн на Wildberries и около 50 млн на «Яндекс Маркете» — любая проверка любыми алгоритмами будет крайне сложной, и ошибок избежать не удастся, — рассуждает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. — Гарантированно избежать появления контрафактных или фальсифицированных товаров маркетплейсы не могут, так как часть товаров в принципе находится на складах поставщиков и у площадки есть доступ только к документам, но крупнейшие участники рынка активно участвуют в развитии саморегулирования и создали достаточно эффективные механизмы, которые помогают, например, правообладателям оперативно реагировать на нарушение их прав недобросовестными селлерами».
Маркетплейсы стараются справляться. В пресс-службе Ozon Forbes сообщили, что у платформы реализована многоступенчатая система контроля карточек: она состоит из автоматической и ручной модерации на соответствие правилам, а также постмодерации, реализованной на основе машинных систем поиска и обучаемых моделей. «Если все же происходит нарушение, то мы запрашиваем у продавца подтверждающие документы на товар. Если нарушение правил размещения товаров на площадке подтверждается, мы блокируем карточку товара, а продавец получает штрафные баллы», — рассказал представитель маркетплейса.
«У нас работает многоступенчатая система проверок в отношении товаров на площадке, — сказано в комментарии «Яндекс Маркета», присланного в ответ на запрос Forbes. — Если продавец попытается разместить на площадке товар из категории, продавать которую на площадке запрещено, то система не позволит опубликовать такую карточку. В случае, когда система мониторинга не может однозначно определить, относится ли товар к запрещенным, предложение отправляется на дополнительную проверку службы контроля качества. Маркет скрывает с площадки товары с нарушениями и уведомляет об этом продавцов. Если продавец систематически нарушает правила маркетплейса и игнорирует предупреждения площадки, происходит блокировка личного кабинета, а не только отдельных предложений».
Европейский опыт
Европейские покупатели, недовольные качеством товаров на Amazon, eBay, AliExpress и Wisch, постоянно жалуются в Европейскую организацию потребителей (BEUC).
Организация протестировала 250 различных товаров с этих четырех крупнейших онлайн-площадок. Оказалось, что две трети купленной продукции не отвечали требованиям безопасности ЕС. Детские игрушки и косметические средства содержали вредные вещества, датчики дыма не работали, зарядные устройства и адаптеры могли перегреваться или взрываться, а на одежде и обуви для детей встречались нашивки и слишком длинные элементы, которые могут быть травмоопасными. Кроме того, в последнее время на маркетплейсах появилось много товаров, в описаниях которых содержатся «необоснованные утверждения о пользе для здоровья», заявили в BEUC.
Организация призывает европейские власти разработать регулирующие правила, которые должны дополнить уже существующую директиву ЕС об электронной торговле, и обязать маркетплейсы контролировать продавцов, следить за качеством и полнотой информации товаров и услуг и нести ответственность за непринятие мер по защите покупателей, предоставление вводящей в заблуждение информации или гарантий, которые не соответствуют действительности.