В России предложили зафиксировать цену энергии для зарядки электромобилей
В России предложили зафиксировать цену энергии для зарядки электромобилей на уровне 8 рублей за 1 кВт⋅ч. Инициативу выдвинул липецкий производитель электромобилей «Моторинвест». Сейчас даже себестоимость электричества в регионах превышает это значение, поэтому для реализации инициативы потребуются субсидии, говорят участники рынка
Липецкий производитель электромобилей «Моторинвест» на совещании в Минэкономразвития в конце 2022 года предложил несколько мер для стимулирования развития этой отрасли в России. Как выяснил «Коммерсантъ», компания, в частности, призвала зафиксировать цену на энергию для электрокаров на уровне 8 рублей за 1 кВт⋅ч.
«Моторинвест» также предложил ввести обязательную квоту на электромобили в 10% от закупок машин в парки такси и каршеринга. В компании свои идеи не прокомментировали, представитель Минэкономразвития заявил газете, что они прорабатываются.
Сегодня сами операторы электроразрядных станций (ЭЗС) закупают электроэнергию по тарифам от 6 до 10 рублей за 1 кВт⋅ч, а цена зарядки не может равняться закупочной, прокомментировали инициативу «Моторинвеста» в компании Punkt E, которая владеет 165 ЭЗС в России. Для такси и каршеринга необходимы мощные станции на 150 кВт, а розничный тариф на них составляет до 20 рублей, указали там. Чтобы снизить цену зарядки до 8 рублей, необходимы субсидии, констатировали в Punkt E.
Тариф в 8 рублей за 1 кВт⋅ч лишает бизнес по развитию ЭЗС смысла, поскольку он становится убыточен, заявил представитель оператора Green Drive, который владеет 25 ЭЗС в России. Он подчеркнул, что даже текущие тарифы компании (20 рублей за 1 кВт⋅ч) низкомаржинальны. Стоимость быстрой зарядки в России сегодня доходит до 30 рублей за 1 кВт⋅ч, что является одним из самых низких тарифов в Европе, указали в Green Drive.
В «Россетях» отметили, что себестоимость зарядки «будет существенно снижена», если такси и каршеринги начнут переводить свои парки на электромобили и смогут загрузить зарядную инфраструктуру на 60-70%. «[Это] повлечет за собой уменьшение тарифов и гарантирует окупаемость проектов по установке ЭЗС в среднесрочной перспективе», — указали в компании. Сейчас же цена зарядки на ЭЗС «Россетей» составляет от 15 до 25 рублей за 1 кВт⋅ч в зависимости от региона.
Идею с фиксированием цен на электроэнергию поддержал гендиректор «Ситидрайва» Эдуард Мингажев, хотя и назвал предложенную цену «слишком оптимистичной» с учетом роста тарифов на электроэнергию и инфляции. Однако он выступил против квотирования закупок электромобилей. Идею не поддержали и в «Ситимобиле». В «Яндекс.Такси» заявили, что в условиях дефицита автомобилей квотирование в пользу отдельных типов транспорта создаст «дополнительную нагрузку на парки».