«Коммерсантъ» узнал о начале переговоров по перепродаже «Вымпелкома»
Минфин, Минэкономразвития и ЦБ выступили против сделки по продаже «Вымпелкома» (оператор связи под брендом «Билайн») холдингом Veon российскому топ-менеджменту оператора. Переговоры о перепродаже «Вымпелкома» начались в конце прошлого года, выяснил «Коммерсантъ». В обсуждениях, по данным газеты, участвовали «Газпром», «Газпром-медиа холдинг», МТС и «Сбер»
Правительственная комиссия по иностранным инвестициям не согласовала сделку по продаже «Вымпелкома» (бренд «Билайн») нидерландским холдингом Veon российскому топ-менеджменту, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в кабинете министров. По данным собеседников газеты, правительство начало обсуждать перепродажу еще в декабре, в этих обсуждениях были замечены «Газпром», «Газпром-медиа холдинг», МТС и «Сбер».
По словам источника в правительстве, против сделки в текущей конфигурации выступили Центробанк, Минфин и Минэкономразвития. По словам другого чиновника, сделку «отправили на доработку». Третий собеседник газеты полагает, что вопрос по «Вымпелкому» «просто был отложен».
Продажа компании топ-менеджменту во главе с гендиректором «Вымпелкома» Александром Торбаховым изначально планировалась как промежуточное решение, рассказал топ-менеджер крупной телекоммуникационной компании. По его словам, в дальнейшем «Вымпелком» должен был перейти к профильному инвестору. Собеседник, близкий к правительству, сказал, что в конце 2022 года в администрации президента рассматривался вопрос о том, что таким инвестором станет «Газпром».
В переговорах с Veon в 2022 году участвовал «Газпром», подтвердили знакомые с ними собеседники издания. Источник, близкий к «Газпрому», сказал, что интерес к активу существовал, но компания сейчас в переговорах не участвует. Собеседники газеты рассказали, что в обсуждениях принимали участие «Газпром-медиа холдинг», МТС и «Сбер». В «Вымпелкоме» сообщили, что «никаких переговоров по перепродаже не ведут» и «сосредоточены на реструктуризации» бизнеса.
В ноябре прошлого года «Вымпелком» объявил, что группа топ-менеджеров компании во главе с гендиректором Александром Торбаховым заключила соглашение о приобретении 100% в ней у Veon. Покупателем должно было выступить ОАО «Коперник-инвест 3» Торбахова. Весь «Вымпелком» был оценен в 370 млрд рублей (чистый долг компании — 240 млрд рублей). Сумма сделки должна была составить 130 млрд рублей (около $2,1 млрд).
Собеседник, знакомый с деталями переговоров, ранее рассказал газете, что часть средств предназначалась на погашение долга Veon Holdings B.V. по евробондам, а часть — самому холдингу. Предусматривалось, что в случае перепродажи актива в течение 30 месяцев Veon мог «извлечь выгоду либо расторгнуть сделку». «Вымпелком», по данным издания, собирался выкупить у держателей долг Veon Holdings B.V. по евробондам, выпустив замещающие облигации, которые фактически удвоили бы долговую нагрузку российской компании.
Минфин после объявления о сделке потребовал, чтобы «Вымпелком» обеспечил исполнение обязательств перед держателями еврооблигаций. Некоторые из них, включая УК «Лидер», которая управляет активами НПФ «Газфонд», начали судебные разбирательства. Сам «Вымпелком» подал иск к ЦБ, оспаривая решение о том, что по облигациям обязано расплатиться российское подразделение иностранной компании, предварительное заседание по делу назначено на 13 февраля. Источник, знакомый с позицией правкомиссии, сказал, что сделка направлена на доработку «для защиты российских инвесторов, являющихся акционерами компании».
Veon запустил в Великобритании процедуру урегулирования для получения согласия держателей бондов общей стоимостью $1,2 млрд с погашением в 2023 году на его отсрочку. Эта схема урегулирования одобрена бондхолдерами, 30 января в Лондоне состоится ее рассмотрение в суде, сообщила адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елена Менде. По ее словам, схема предполагает шестимесячную отсрочку выплат по облигациям. Менде добавила, что российские регуляторы, вероятно, не хотят отпускать Veon из России до расчетов с владельцами облигаций.