РЖД оценила рост экспортных перевозок угля через порты Северо-Запада
Российские угольные компании нашли новых потребителей за рубежом и договорились с клиентами о стоимости доставки своей продукции, заявил заместитель главы РЖД. По его словам, после решения угольщиками логистических проблем с экспортом угля его перевозки в порты Северо-Запада в январе выросли на треть. По данным РЖД, перевалочные мощности всех портов в регионе полностью загружены
Российским угольным компаниям удалось решить логистические проблемы с экспортом угля: они смогли найти новых потребителей за рубежом и договорились с ними о доставке своей продукции, передает РБК с брифинга заместителя гендиректора РЖД Алексея Шило. С конца 2022 года в российские порты на северо-западе активно «поехал» уголь, а в январе перевозки российского угля в этом направлении выросли на треть по сравнению с январем 2022 года, рассказал замглавы РЖД.
«Рост погрузки угля в направлении северо-запада связан с большой работой, которую провели угольщики, они реально большие молодцы», — сказал Шило. Он сообщил, что перевозки российского угля в порты северо-западного региона выросли в январе 2023 года на 32,9% к январю прошлого года. По данным РЖД, перевалочные мощности всех портов в регионе сейчас полностью загружены под отправку угля.
По словам замглавы РЖД, объемы погрузки угля на железной дороге в адрес Северо-Запада показывают, что «поддержка в виде дополнительных скидок на перевозку угольным компаниям с нашей стороны не требуется». В угольных компаниях подтверждают устойчивый тренд на увеличение погрузки. Представитель Национальной транспортной компании («дочка» крупнейшего угольного производителя СУЭК; управляет Мурманским морским торговым портом) рассказал, что грузы в направлении порта доходят в срок, а РЖД максимально подключаются к решению любых текущих вопросов.
Выгрузка угля на 24 января составила 528 вагонов в сутки, это на 30% больше, чем в январе 2022 года. Но мощности порта пока не загружены на 100%, сказал представитель компании. Он рассчитывает, что перевалка угля в Мурманском порту в течение года будет расти по отношению к 2022 году и удастся сохранить возрастающие темпы отгрузки вместе с РЖД.
Руководитель пресс-службы ЭЛСИ («Эльга Уголь» и «Сибантрацит») Анастасия Харитонова подтвердила, что порты Северо-Запада загружены «практически на уровне их перерабатывающей способности» и готовы принимать больше угля. Представитель ЭЛСИ назвала сложившийся грузопоток в порты Северо-Запада вынужденной мерой угольных компаний: они лишены возможности в достаточном объеме везти свою продукцию через порты Дальнего Востока и юга России в адрес потребителей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
По словам Харитоновой, такая логистика обнуляет рентабельность продаж угля, но позволяет не остановить добычу, не увольнять огромные рабочие коллективы и не закрывать предприятия. Собеседница РБК добавила, что угольные компании «максимально быстро» своими силами решили проблемы, связанные с санкциями в логистике, трейдинге и в системах взаиморасчетов.
По данным Минэнерго, в 2021 году экспорт угля из России в ЕС составил 48,8 млн т, в том числе поставки энергетических углей — 45,3 млн т, коксующихся — 3,45 млн т. Евросоюз ввел эмбарго на поставки российского угля в пятом пакете санкций против России. Запрет начал действовать с 10 августа. Forbes писал, что после эмбарго ЕС Россия попыталась переориентировать угольные поставки в Азию, но многие страны этого региона снизили импорт ресурса, даже несмотря на скидку.