Авиаперелеты по России дорожали в 2022 году самыми высокими темпами за 14 лет
Стоимость авиаперелетов по России в 2022 году росла максимальными за 14 лет темпами в 8–14%, выяснили «Известия» у сервисов по бронированию. В то же время, по данным ФАС, на которые ссылается глава Минтранса, цены перелетов за год не выросли. Эксперты объяснили расхождение в данных разными методологиями подсчета
Стоимость авиабилетов на перелеты по России выросла в 2022 году в среднем на 8–14% по сравнению с 2021-м, сообщили «Известиям» источники в трех сервисах по бронированию. По данным Росстата, стоимость полета в экономклассе на 1000 км пути в декабре 2021 года составляла 5482,2 рубля, а в декабре 2022-го стала на 11% больше — 6096,9 рубля.
По данным издания, темпы роста цен на авиаперелеты оказались максимальными за последние 14 лет — последний раз выше они были в 2008 году (плюс 34%). При этом в августе 2022-го цены поднялись до 6621 рубля при абсолютном максимуме в 6892,51 рубля, зафиксированном в августе 2010 года.
В Росстате подтвердили корректность подсчетов издания, уточнив, что индекс потребительских цен на авиаперелеты (рассчитывается иначе, нежели динамика средних цен) вырос в 2022 году на 19,2%, что также стало максимальным повышением с 2008 года.
Глава Минтранса Виталий Савельев в ноябре 2022 года со ссылкой на данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заявлял, что цены на авиабилеты в 2022 году сохранились на уровне 2020–2021 годов. Пресс-служба ФАС сообщила изданию, что с января по ноябрь, цены на авиабилеты в России в 2022 году снизились на 13-16% по сравнению с 2021-м, а средневзвешенная стоимость перевозки одного пассажира в 2022 году в салоне экономкласса на внутренних линиях в одном направлении протяженностью 1000 км составила 4700 рублей (в 2021-м — 5600 рублей).
В ФАС отметили, что рассчитывают средневзвешенные тарифы не выборочно, а по каждому маршруту, учитывая субсидированные тарифы, безбагажные перевозки, скидки. Пресс-служба «Аэрофлота» сообщила изданию, что средний тариф на перевозку экономклассом вырос за год на 1,3%.
Разный учет различных факторов, в том числе глубины продаж билетов, мог привести к различным результатам у разных ведомств и сложно оценить, чей расчет ближе к истине, — сообщил изданию директор группы корпоративных рейтингов аналитического агентства АКРА Александр Гущин.
Младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова отметила, что рост цен на билеты за год на 11% соответствует уровню инфляции (11,94%, по данным Росстата), так что в реальном выражении цены не выросли. Повышение средней цены отсутствует. При сохранении внешних условий и на фоне высокой конкуренции на внутреннем рынке и слабой динамики доходов населения рост тарифов на авиабилеты в 2023 году может оказаться менее существенным, чем в 2022-м, сказала она.