РБК узнал о планах ретейлера спортивных товаров Decathlon продать бизнес в России
Один из крупнейших в мире ретейлеров спортивных товаров — французская сеть Decathlon — начал поиск покупателя на активы в России. Об этом пишет РБК со ссылкой на два источника в крупных торговых сетях и два источника в консалтинговых компаниях. Decathlon рассчитывает продать весь бизнес целиком, сообщили три собеседника, один собеседник полагает, что ретейлер готов отдельно продать принадлежащую ему недвижимость.
В России весной 2022 года действовало 57 магазинов Decathlon, по данным на сайте компании, сейчас их осталось 28. Компания весной прошлого года объявила о приостановке поставок товаров на российский рынок, к 27 июню она закрыла все магазины, в том числе интернет-магазин «Декатлон». На российском сайте компании указывается, что торговые точки закрыты временно, «продажи приостановлены на неопределенный срок». В пресс-службе Decathlon отказались комментировать информацию о продаже бизнеса в России.
По данным консалтинговой компании CORE.XP, Decathlon в России принадлежит не менее 135 000 кв. м коммерческой недвижимости. В основном это отдельно стоящие гипермаркеты — 20 зданий-«коробок» общей площадью 91 000 кв. м, площадь каждого — от 3000 до 10 000 кв. м. Компании также принадлежат офисные и складские помещения, а около некоторых гипермаркетов— незастроенные земельные участки. В России у Decathlon два основных юридических лица — «Октоблу» и «Блу Хаус». Через «Октоблу» ретейлер ведет продажи, на компанию оформлены договоры аренды магазинов в торговых центрах, не принадлежащих компании. На «Блу Хаус» оформлена недвижимость, которая находится в собственности компании, часть площадей ретейлер сдает в аренду сторонним компаниям.
Генеральный директор аналитической компании INFOLine Иван Федяков оценил бизнес Decathlon в России в 13–15 млрд рублей. Все сделки по продаже компаний из «недружественных» стран проходят с разрешения специальной подкомиссии Минфина. Одно из условий получения одобрения властей — продажа актива с дисконтом не менее половины от стоимости, определенной в ходе независимой оценки.
Старший директор, глава ретейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько отметила, что привлекательность активов Decathlon для инвесторов будет зависеть от структуры сделки и того, возобновятся ли поставки товаров ретейлера в Россию. По ее словам, активы могут заинтересовать в первую очередь отраслевых розничных игроков, а также девелоперов и профессиональные ретейл-фонды. Руководитель департамента рынков капитала и инвестиций IBC Real Estate Микаэл Казарян считает, что бизнесом Decathlon могут заинтересоваться как частные локальные инвесторы, так и крупные институциональные игроки. Последние могут рассматривать покупку активов как целиком, так и частями для последующей перепродажи участникам профильного бизнеса, добавил он.
По словам Федякова, продать российский бизнес целиком Decathlon не удастся: у компании, как у ретейлера IKEA, слишком крупноформатные объекты; она специализировалась на продажах огромного объема продукции под собственными торговыми марками. Французская сеть занимала не всегда удачные и специфические площади, в которые потребители приходили во многом благодаря силе бренда, добавил Федяков. Активы по площадями и расположению могут подойти сегменту DIY (от англ. do it yourself, то есть «сделай сам») и заинтересовать логистических операторов и производителей, предположил эксперт.