Только 8,5% западных компаний смогли уйти из России до конца 2022 года
В России на конец февраля 2022 года работало 2400 дочерних организаций 1400 компаний из стран Евросоюза и G7. К ноябрю с российского рынка ушли только 8,5% западных компаний. Среди ушедших около 18% дочерних компаний из США, 15% — из Японии, 8,3% — из Евросоюза, среди остающихся 19,5% приходится на компании из Германии, 12,4% — на компании из США
С начало российской «специальной военной операции» на территории Украины и до конца 2022 года России успели покинуть 8,5% западных компаний. Эти данные ставят под сомнение готовность западных компаний «отделиться от экономик тех стран, которые их правительства теперь считают геополитическими соперниками», пишут экономисты Саймон Эвенетт из Университета Санкт-Галлена и Никколо Пизани из бизнес-школы IMD в своем исследовании.
«На конец ноября 2022 года наш анализ показывает, что 8,5% компаний ЕС и G7 вывели по крайней мере одну из своих российских дочерних компаний», — отмечают швейцарские экономисты. По их данным, на февраль 2022 года в России работали 2405 дочерних структур 1404 компаний из Евросоюза и «Группы семи». На конец ноября 120 западным компаниям удалось продать хотя бы одну «дочку» в России.
По расчетам исследователей, из России ушли менее 18% дочерних фирм из США, 15% — из Японии, 8,3% — из Евросоюза. Среди компаний, которые остаются стране, 19,5% приходится на фирмы из Германии, 12,4% — на США. Ушедшие компании генерировали в 2021 году 6,5% общей доналоговой прибыли, владели 8,6% движимого имущества, 8,6% активов, и создавали 10,4% операционной прибыли.
Занятость в них была выше среднего — 15,3% всех занятых в компаниях из «недружественных» стран на 2021 год. Экономисты отмечают, что выход из российских активов нередко сопровождался договорами о возможности обратного выкупа активов. По данным Йельского университета, из России полностью ушли такие западные предприятия, как Ford, Renault, McDonald's, Ikea и Shell.
Многие другие, к примеру, производитель пищевых продуктов и товаров бытовой химии Unilever, американская сеть быстрого питания Subway и итальянский производитель пасты Barilla, продолжают работать в стране. Сделки, последовавшие за анонсами ухода из России, можно разделить на несколько основных категорий: продажа новому инвестору и полный уход с российского рынка, продажа новому инвестору с сохранением миноритарной доли или опциона на обратный выкуп, продажа местному партнеру или менеджменту.
По оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), по состоянию на начало сентября 2022 года 34% крупнейших иностранных компаний, работавших в России, ограничили деятельность в стране, 15% решили покинуть ее через передачу новому собственнику российского подразделения и 7% заявили о полном уходе с рынка без продажи бизнеса. Их потери составили $200–240 млрд, наибольшие убытки понесли американские и британские компании.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.