Bloomberg назвал Россию под санкциями «реминисценцией 90-х» и шансом малого бизнеса
В условиях масштабных санкций экономический период в России можно сравнить с «реминисценцией» 1990-х годов, пишет Bloomberg. Местный бизнес адаптируется к ограничениям, а уехавшие бизнесмены успешно заменяют западные бренды и налаживают новые логистические маршруты, указывает агентство. Но российская экономика тем не менее продолжит сокращаться, заключает оно
Западные санкции не обрушили «мобилизационную экономику» России, но дали шанс местным предпринимателям и малому бизнесу постепенно занимать ниши ушедших международных брендов и товары, несмотря на отъезд многих бизнесменов из страны. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на собственную аналитику и опрошенных предпринимателей.
«После ухода многочисленных западных брендов российские предприниматели либо выкупают их бизнес, либо создают не менее успешные аналоги. Пончики Krispy Kreme теперь называются Krunchy Dream, Starbucks — Stars Coffee, а Pizza Hut — Pizza H (игра в том, что русская Н похожа на английскую H)», — пишет Bloomberg. Он сравнивает нынешний экономический период в России с «реминисценцией» 1990-х годов, когда после развала СССР остались «зияющие дыры в цепочках поставок, заставившие потребителей и предпринимателей искать творческие пути их заполнения».
В качестве иллюстрации Bloomberg приводит в пример 37-летнюю москвичку Викторию Шеланову, сестра которой, вейкбордистка, из-за санкций не могла найти оборудования для ее увлечения. Это побудило девушек найти фабрику по производству такого оборудования в провинции Гуандун (Китай) и связаться с ними через местную соцсеть WeChat. Спустя два месяца они получили 20 неопреновых жилетов, выбрали те, что понравились, и планируют заказывать их партиями по 100 штук для продажи в Москве. «Мы думаем, что спрос будет огромный, а конкуренции на данный момент нет», — сказала Виктория в телефонном разговоре с агентством.
Также Bloomberg отмечает, что запрет Евросоюза на экспорт предметов роскоши дороже €300 сделал рынок дизайнерской одежды и аксессуаров в России «процветающим». По приведенным агентством данным, в 2021 году россияне приобрели личных предметов роскоши на сумму около €7 млрд, или 3% мирового рынка. «Наберите в поисковой строке [Avito] «Gucci» и вы получите 173 000 объявлений», — пишет агентство.
Еще один пример — уехавший из страны российских бизнесмен, который анонимно рассказал Bloomberg, что наладил бизнес по импорту российского золота в Дубай. На полученную 40%-ную прибыль он закупает автомобильные запчасти и иное оборудование, которое экспортируется в Россию.
Однако, несмотря на успехи параллельного импорта, это не значит, что санкции «не причиняют боли» российской экономике, подчеркивает Bloomberg. Эксперты агентства полагают, что экономика страны продолжит замедляться, так как «барьеры для торговли и потоков капитала душат конкуренцию и повышают неэффективность». По их оценкам, в 2022 году местная экономика сократилась на 2,7%, а в 2023 году она сократится еще на 2,5%. Агентство сравнивает нынешнюю ситуацию в стране с периодом 1960-1990-х годов в Южной Африке, когда регион столкнулся с санкциями из-за апартеида.
На прошлой неделе Bloomberg писал, что эпоха «дивидендных аристократов» в России, когда местные бизнесмены могли жить богато за счет прибыли от своего бизнеса на фоне высоких цен на сырье, ушла навсегда. Источники агентства говорили, что многие предприниматели опасаются ухудшения перспектив бизнеса, а источник в Кремле отмечал, что крупные компании переживут такой же шок, как и остальная страна.