К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дисконт на российскую нефть: нужны ли срочные меры по его снижению

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Президент Владимир Путин поручил вице-премьеру Александру Новаку подготовить предложения о том, как сократить дисконт цены российской нефти по отношению к эталонному сорту Brent, чтобы скидки не создавали «никаких проблем бюджету». Forbes разбирался, какие меры могут быть приняты для того, чтобы выполнить поручение президента, и нужны ли эти меры

По сообщению Минфина, цена на российскую нефть марки Urals в среднем за 2022 год сложилась в размере $76,09 за баррель, увеличившись с $69 за баррель в 2021 году. Но уже в декабре 2022 года средняя цена на Urals была $50,47 за баррель. Нефть подешевела на 30,5% к декабрю 2021 года, когда находилась на уровне $72,71 за баррель, и на 24% к ноябрю 2022 года ($66,47). Зато февральские фьючерсы на нефть сорта Brent торговались утром 16 января на уровне $84,7 за баррель. Цена несколько снизилась с $85,3 в предыдущий торговый день, 13 января. По данным Trading Economics, цена Urals 13 января составляла $56,15 за баррель. 

Минфин оценил бюджетные доходы непосредственно от продажи нефти в декабре 2022 года в 474,8 млрд рублей. По сравнению с декабрем 2021 года, когда нефть принесла в казну 673,9 млрд рублей, падение составило 29,5%, по сравнению с ноябрем 2022 года (527,8 млрд рублей) — 10%. При этом общие доходы нефтегазового сектора в декабре составили 931,5 млрд рублей, увеличившись на 7,5% (с 866,4 млрд рублей) в ноябре. Минфин сообщил, что в январе ожидаемый объем недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в размере 54,5 млрд рублей. Правительство предполагает покрыть эту нехватку средств за счет продажи валюты. 

На совещании Владимира Путина с членами правительства 11 января Александр Новак отметил, что считает основной проблемой нефтяной отрасли высокий дисконт цены российской нефти по отношению к эталонному сорту Brent. По словам вице-премьера, дисконт обусловлен резко возросшей стоимостью фрахта танкеров в связи с опасениями перевозчиков и контрагентов, что они могут попасть под санкции, поскольку не присоединились к потолку цен, установленному для российской нефти.

 

«Я надеюсь, что эта ситуация будет носить временный характер, и дисконт должен со временем уменьшиться, как это мы наблюдали в течение 2022 года, когда в марте-апреле дисконт сильно вырос, потом он начал постепенно падать и снизился в два раза», — сказал Новак. Но Путин тем не менее поручил ему подготовить отдельный доклад о мерах по снижению дисконта.

Министерство энергетики сообщило, что в ближайшее время намерено опубликовать подробности относительно порядка мониторинга нефтяных цен и дисконтов, чтобы в случае необходимости подготовить меры, направленные на «ограничение возможного дисконта до пределов, основанных на рыночных ценах».

 

«Большая семерка» (G7 — США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), Европейский союз и Австралия, образовавшие так называемую коалицию ценового ограничения, объявили об установлении максимальной цены в $60 за баррель российской нефти, перевозимой морским путем. «Ценовой потолок» вступил в силу 5 декабря вместе с эмбарго на импорт российской нефти в эти страны.

G7 готовится ввести с 5 февраля аналогичное эмбарго и потолок цен на перевозки российских нефтепродуктов. О возможных санкциях было объявлено заранее, поэтому российские компании постарались перенаправить нефтяные потоки в Индию, Китай, Турцию и некоторые другие страны, которые не поддержали введение потолка, но стали покупать российскую нефть со значительными скидками к Brent.  

Несмотря на санкционные ограничения, добыча нефти в России по итогам прошлого года составила 535 млн т, увеличившись на 10 млн т, или на 2%, к 2021 году, а экспорт вырос на 7%, сообщил Новак на оперативном совещании главы правительства Михаила Мишустина с вице-премьерами в понедельник, 16 января. Новак не назвал объема экспорта нефти. В 2021 году, по данным Федеральной таможенной службы, он составил 230 млн т. 

 

Так ли велик дисконт

Со ссылкой на данные Argus Media, компании, собирающей данные о ценах, агентство Bloomberg информировало, что в первые дни января цены Urals в крупных российских экспортных портах (Приморске и Новороссийске) опустились ниже $40 за баррель. Это на 35% меньше, чем в среднем за ноябрь, и примерно на 50% меньше, чем в июне.

Аналитики полагают, что приведенные Bloomberg  данные не совсем корректны. «Сообщения Bloomberg о продажах партий нефти Urals на Балтийском море по $38 за баррель в начале января вводят в некоторое заблуждение, так как условия были изменены с CIF [включающие стоимость страховки и фрахта] на FOB [цену с доставкой в порт отправления, без учета страховки и фрахта], а тот день оказался самым слабым для всех сортов нефти в этом году (нефть Brent тогда торговалась по $75,4 за баррель)», — пишут аналитики «БКС Мир инвестиций». Они оценивают дисконт Urals к Brent на тот момент в $27–33 за баррель. По данным этих же аналитиков, средняя цена Brent в декабре 2022 года составляла $81,58 за баррель, а средний дисконт российской нефти к Brent составил около $31, или 38%. В ноябре, до введения потолка цен и эмбарго, средний дисконт российской нефти к Brent составлял $24,5, напоминают аналитики «БКС Мир инвестиций».

«$38 за баррель — это расчетная котировка Argus в порту Приморска на базе FOB, тогда как ранее агентство считало котировки в портах Средиземноморья и на базе CIF, — сказала в ходе организованной ФГ «Финам» онлайн-конференции управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова. — По старым расчетам Urals на базе CIF в портах Средиземноморья на 6 января стоила $57,4 за баррель».

«Не вижу причины рассматривать отдельные сделки по поставке, пусть и вышедшие на главные полосы СМИ, — отметил на той же конференции инвестиционный консультант ФГ «Финам» Тимур Нигматуллин. — Для оценки доходов бюджета и корпоративных прибылей важны среднегодовые цены на экспорт и дисконт к неподсанкционным поставкам. Эти данные можно будет хотя бы примерно спрогнозировать к середине 2023 года. Вряд ли дисконт будет более [выше] декабрьских уровней в процентном соотношении при условии сохранения текущих цен на сырье».

«В условиях, когда все большее число сделок намеренно уходит в тень, поле зрения ценовых агентств объективно сужается, — говорит заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. — Поэтому к оценкам Argus я бы призывал относиться с вниманием, но и с осторожностью. Реальная средняя цена FOB и в Приморске, и в Новороссийске может быть заметно выше».

 

Что делать с дисконтом

Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников в интервью информационно-аналитическому порталу «Экономика сегодня» предложил два пути выполнения поручения Путина. «Первым должно состояться уже объявленное сокращение экспорта на 500 000-700 000 баррелей в сутки, что поддержит цены по Brent до коридора $80-85 за баррель, — полагает Масленников. — Данный результат вместе с выравниванием Urals был бы для нас идеальным, но многое зависит от динамики мировых цен и итоговых объемов экспорта и добычи в российском нефтяном секторе». По его словам, возможны «прямые и жесткие» переговоры с партнерами из дружественных стран. «Россия готова продавать нефть со скидкой, но сегодня дисконт слишком велик, поэтому нужно сократить его на четверть или одну пятую», — заключает Масленников. С ним не согласны другие аналитики.

Снижение добычи нефти чревато дополнительными финансовыми потерями отрасли, считает эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. «Нефтяники, и не только в России, неохотно идут на снижение добычи, это связано с технологией консервации скважин, — говорит она. — Длительная остановка работы скважины может привести к закупориванию пор или запарафиниванию». Кроме того, говорит эксперт, сама скважина также заглушается заливкой цемента. Чтобы возобновить добычу, необходимо установить новую буровую, пробить цементную пробку и закачать глинистый раствор с надеждой, что нефть снова начнет течь. Если это не поможет, то придется пробурить новую скважину, закачать химикаты или даже провести гидроразрыв. Все эти шаги дорогостоящие и трудоемкие. «Вывод из эксплуатации одной скважины стоит порядка $150 000, а возобновление — до $500 000, — отмечает Кезик. — Поэтому легко понять, почему нефтяные компании стремятся избежать остановки скважин».

«Я также не думаю, что Россия пойдет на какие-то прямые и жесткие переговоры с Китаем и Индией, ведь других союзников с таким потенциалом у нее нет, —  добавляет Кезик. — Москве так или иначе сейчас надо завоевывать симпатию импортеров, а не вступать в капризные споры».

Механизм потолка цен на нефть устроен таким образом, что любые прямые контрмеры вроде запрета на осуществление сделок и установления ценового дна заведомо неэффективны, считает Белогорьев из Института энергетики и финансов. Он напомнил, что предельный уровень цен установлен не для поставщиков и покупателей, как в случае с фьючерсными ценами на газ в ЕС, а для западных компаний, предоставляющих услуги фрахта, страхования и финансирования морских перевозок российской нефти. «Соответственно, единственным адекватным ответом на этот механизм является создание альтернативной, и при этом вполне глобальной, инфраструктуры морских танкерных перевозок, — говорит эксперт. — Процесс этот идет, начиная с весны 2022 года, но он объективно не быстрый и довольно дорогой. Для создания полноценной инфраструктуры понадобится, вероятно, не менее двух-трех лет, а до этого момента морские перевозки российской нефти (а с 5 февраля и нефтепродуктов) останутся в зависимости от европейского фрахта — перевозчиков из Греции, Кипра, Мальты и некоторых других. В меньшей степени — от фрахта самих стран-импортеров. Проблемы со страхованием тоже остаются, но они не выглядят настолько острыми».

 

Решение по потолку цен принималось в последний момент и не устранило до конца неопределенность, связанную с возможностью применения вторичных санкций, отмечает Белогорьев. «Транспортные компании Европы и дружественных России стран в декабре и январе, насколько можно судить, нередко отказывались от работы с российскими поставщиками, несмотря на то что цены на Urals в портах отгрузки были значительно ниже потолка», — отмечает он.

Дисконт может снизиться и без дополнительных мер

«Вероятно, корпоративные юристы смогут в течение двух-трех месяцев разобраться в хитросплетениях санкционных режимов США, Великобритании и ЕС, и часть транспортных компаний возобновит работу с Urals, — надеется Белогорьев. — Это по идее по мере роста предложения должно уже весной привести к снижению ставок фрахта и, что не менее важно, заоблачных наценок, которые берут за перепродажу российской нефти международные трейдеры. В итоге общая величина дисконта Urals к Brent (FOB) может опуститься до $20 за баррель. Ее тоже сложно назвать справедливой или здоровой, но она близка к изначальным ожиданиям».

Эксперт добавляет, что российские поставщики могут ускорить процесс нормализации рынка фрахта за счет снижения спроса на него, используя собственный расширенный флот. Кроме того, нужно проводить переговоры со всеми участниками рынка, особенно с теми, кто озабочен возможными правовыми рисками.

«В Альфа-банке считают, что говорить о каких-то конкретных мерах снижения дисконта сейчас преждевременно, и в конечном счете именно рынок расставит все точки над i», — сказал Forbes cтарший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. По его мнению, нынешний высокий уровень дисконта, около $30 за баррель, обусловлен исключительно возросшей ставкой на фрахт и отсутствием устоявшихся маршрутов поставок, что предполагает поиск новых покупателей и удлинение транспортного плеча, а также сложности в вопросах страхования. Но в течение нескольких месяцев по мере выстраивания новых цепочек поставок условия фрахтования судов могут улучшиться, а дисконт — закономерно снизиться, считает он. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+