Короли имиджа: крупные российские компании с лучшей репутацией в 2022 году
По данным ежегодного исследования, проведенного Институтом репутации на основе опроса жителей России, репутация российских компаний в 2022 году улучшилась на 1,3 пункта по сравнению с 2021-м и составила в среднем 67,7 пункта. Репутация международных компаний упала на пункт по сравнению с 2021-м — до уровня 71,3 пункта. Лидерами среди российских компаний стали «Яндекс», который поднялся с третьего места в прошлом году, НСПК (платежная система «Мир») и авиакомпания S7. Среди международных компаний лидерами по репутации в 2022 году стали
Samsung, Bosch и Toyota. В первую очередь на репутацию компаний в России влияют качество продуктов и услуг и социальная ответственность, подчеркивают авторы исследования.
При этом «Яндекс» продолжает удерживать репутационное лидерство в секторе высоких технологий. Здесь он опережает Mail.ru и «Лабораторию Касперского». В финансовой сфере первое место занимает Сбербанк, второе и третье — ВТБ и Газпромбанк соответственно. Лидерами в своих секторах стали также Leroy Merlin (розница), МТС (телекоммуникации), «Росатом» (энергетика) и «Фосагро» (химия).
В секторе нефти и газа первое место занял «Лукойл», а лучшей репутацией среди компаний металлургического сектора обладает ОМК.
Среди отдельных секторов экономики лучшей репутацией обладают компании из категорий «Потребительская электроника» (зарубежные Samsung, Bosch и LG), «Онлайн-торговля» (лидер прошлого года Ozon занял в этом году лишь четвертое место, однако он уверенно обгоняет своих отечественных конкурентов Avito и Wildberries) и «Автопром», отечественным лидером которого на фоне ухода глобальных автоконцернов из России стал «Автоваз». Самую слабую репутацию в 2022 году демонстрируют компании из категории «Банки», «Производители сигарет» и компании из энергетического сектора.
Восприятие международных и российских компаний быстро сближается на фоне геополитических изменений, объясняют аналитики. Так, если в 2017 году разница между ними достигала 14,4 пункта, то в 2022 году она составляет лишь 3,7 пункта.
Среди компаний, показавших самую сильную динамику за год, выделяются «Росатом» (+7,8 пункта), «Автоваз» (плюс 7,7 пункта) и НСПК (оператор платежной системы «Мир»), чья репутация выросла на 7,5 пункта, тогда как репутация иностранных платежных систем снизилась. Из международных компаний по сравнению с 2021 годом сильнее всего вырос имидж Pfizer, Xiaomi и Procter & Gamble.
Лучшую долгосрочную динамику репутации с 2017 по 2022 год среди российских компаний демонстрируют РЖД, «Магнит» и МТС, а среди международных компаний — Samsung, Colgate-Palmolive и L'Oréal.
Исследование проводилось в ноябре 2022 года, были опрошены жители России в возрасте от 18 до 64 лет, выборка репрезентирует граждан страны по полу, возрасту и географии. Всего собрано более 14 000 оценок. Результат выше 80 — отличная репутация, 70-79 — сильная, 60-69 — средняя, 40-59 — слабая, менее 40 — плохая.
Лидеры списка российских компаний с лучшей репутацией — в материале Forbes.