Аналитики оценили предновогодние траты россиян как минимальные за пять лет
По прогнозам аналитиков «Тинькофф Кассы», в день пикового предновогоднего спроса, 30 декабря, траты россиян могут снизиться на 24%, до минимальных значений за последние пять лет. На настроениях покупателей, кроме желания снизить расходы, мог сказаться уход части иностранных брендов и менее активные, чем прежде, сезонные акции и распродажи, считают эксперты
Наибольшее число покупок перед Новым годом приходится на 30 декабря — траты россиян в эту дату могут упасть на 24% год к году, прогнозируют в сервисе онлайн-платежей «Тинькофф Касса». Аналитики отмечают, что в результате расходы в этот день могут снизиться до минимума за последние пять лет, пишет «Коммерсантъ». Последний раз траты россиян 30 декабря, по данным «Тинькофф Кассы», снижались в 2018 году — на 4%.
В «Тинькофф Кассе» отметили, что тренд на снижение расходов наблюдался весь год. В 2019-2021 годах россияне тратили 30 декабря, на пике предновогоднего спроса, на 68% больше, чем в обычные дни. В этом году, прогнозируют аналитики, расходы превысят будничные только на 44%. Исследование выполнялось на основе обезличенных данных об оборотах бизнеса и трансакциях клиентов.
«Infoline-Аналитика» ожидает сокращения предпраздничных расходов россиян в деньгах не более чем на 15%. Опрос ВТБ показал, что около 40% россиян сохранят траты на уровне прошлого года, по 30% — ждут их роста или собираются уменьшить. «Тех, кто готов увеличить расходы на праздник, в этом году стало меньше, а тех, кто собирается их сократить, — больше», — сказали в ВТБ. По мнению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, активное развитие онлайн-торговли и экспресс-доставки может сместить большее число покупок ближе к Новому году.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев считает, что предновогодний рост посещаемости торговых центров в этом году менее выражен, чем обычно. По данным компании, Mall Index (количество посетителей на 1000 кв. м) в торговых центрах Москвы 19–25 декабря вырос относительно предыдущих семи дней на 9%. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года показатель ниже на 11%, а в сравнении с концом декабря 2019 года — на 26%.
Васильев отметил, что на настроения покупателей влияет как стремление к экономии, так и снижение ассортимента магазинов в торговых центрах из-за ухода части зарубежных брендов и снизившаяся активность ретейлеров в части предновогодних акций и распродаж. Опрос ВТБ показал, что доля россиян, готовых покупать предновогодние подарки на распродажах, с 2021 года сократилась с 39% до 30%, а новую одежду или предметы интерьера — с 19% до 14%.
В «Ленте» связали наблюдаемое незначительное снижение трат с трендом на экономию или с планами перенести покупки на самый конец декабря. Представитель сети рассказал, что расходы, к примеру, на икру или игристые вина не снизились, но покупатели могут экономить на покупке подарков, украшений и пиротехники. Выпадающее на субботу 31 декабря может обеспечить повышенные продажи, считают в «Ленте». В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») не нашли причин для сокращения оборота продовольственного сегмента в последних числах декабря этого года.
Спрос на непродовольственные товары, в основном подарки, в разные годы может отличаться, отметил руководитель направления макроэкономического анализа X5 Group Илья Федоров. Такие покупки могут отложить на выходные перед праздниками, а также перенести в онлайн, что потребует времени из-за повышенной нагрузки на курьеров в последние недели декабря, сказал он.