Руководители компаний оценили состояние бизнеса за последние шесть месяцев
Руководители российских компаний оценили их состояние за последние полгода. На ухудшение положения в этот период указали менее четверти опрошенных, улучшение отметили более половины респондентов, следует из подсчетов аналитиков компании «Яков и Партнеры». Перспективы бизнеса лидеры рынка оценивают неравномерно: более оптимистичный прогноз дают в банковской отрасли, IT и телекоме, розничной торговле и электронной коммерции, а более негативный — энергетики и металлурги
Половина лидеров российского бизнеса отметили улучшение состояния их бизнеса за последние полгода, говорится в исследовании консалтинговой компании «Яков и Партнеры» (партнеры бывшего российского подразделения McKinsey) CEO Barometer за 2022 год (есть у Forbes). В опросе приняли участие 115 руководителей компаний с ежегодным оборотом более 1 млрд рублей из основных отраслей российской экономики.
На ухудшение положения бизнеса указали только 24% респондентов, «что может говорить о восстановлении настроений в российской экономике после череды санкций», говорится в пресс-релизе «Яков и Партнеры». 27% опрошенных считают, что состояние бизнеса за полгода не изменилось, 49% — улучшилось.
Говоря о перспективах бизнеса через шесть месяцев, 48% респондентов оценили их положительно, 28% не ожидают изменений, 24% дали негативный сценарий.
При этом результаты опроса оказались неравномерными по отраслям. Так, наиболее оптимистично прошедшие шесть месяцев оценивают представители банковской отрасли, IT-сферы и телекома, а также розничной торговли и электронной коммерции. Первые три названные отрасли также положительно оценивают и свое будущее. В целом более 75% участников опроса выразили уверенность в улучшении или сохранении текущего состояния в ближайшие полгода.
36% представителей добывающих и обрабатывающих отраслей заявили об ухудшении обстановки за последние полгода. Представители энергетики и металлургии также дали негативные прогнозы по перспективам бизнеса в ближайшие шесть месяцев.
Главными вызовами абсолютное большинство опрошенных руководителей назвали внешнеторговые запреты — на них указали 63% респондентов. При этом ранее существенное место в публичной повестке занимали экологические проблемы, COVID-19, условия для малого и среднего бизнеса, снижение покупательной способности внутри страны, инфляция и т. д. — теперь эти вопросы волнуют бизнесменов меньше всего.
Приоритетом для более чем трети опрошенных оказались сокращение затрат и адаптация цепочек поставок, однако лидеры российских компаний не потеряли аппетит к инвестициям. В числе приоритетов на ближайшие шесть месяцев многие руководители компаний назвали рост выпуска продукции и услуг, выход на новые географические рынки и запуск новых инвестпроектов.