Лизингодатель «Ростеха» решил взыскать с Airbus около $200 млн аванса за 17 самолетов
Лизингодатель «Ростеха» — «Авиакапитал Сервис» — подал иск к Airbus в Московский арбитражный суд. Как выяснил «Коммерсантъ», он пытается взыскать с Airbus около $200 млн аванса, которые выплатил за поставку 17 самолетов A350. Аналогичные иски могут подать и другие российские перевозчики и лизингодатели, но юристы оценивают шансы вернуть деньги как нулевые
Лизингодатель «Ростеха» — «Авиакапитал Сервис» (АКС) — подал иск в Московский арбитражный суд к европейскому производителю самолетов Airbus. Размер аванса, который АКС намерен истребовать с Airbus, составляет около $200 млн, пишет «Коммерсантъ», стороны сумму претензий не называли. Оценку газете подтвердили международные лизинговые консультанты и источники, близкие к «Аэрофлоту».
В 2015 году АКС заключил договор напрямую с Airbus на поставку 17 дальнемагистральных широкофюзеляжных А350. Их планировалось передать в лизинг «Аэрофлоту», но ни один из самолетов не был получен заказчиком. У самого «Аэрофлота» с 2007 года действовал твердый контракт с Airbus на поставку 22 самолетов А350, семь из них он успел получить. Всего «Аэрофлот» собирался получить 39 A350 на замену Boeing 777. «Аэрофлот» не сообщал о попытках взыскать авансы с Airbus, в компании не комментируют возможность подачи иска.
Ранее «Азимут» не смог вернуть платежи за шесть Airbus A220-300, заказанных у американского лизингодателя Air Lease Corporation. Один А330 успела заказать iFly: по словам собеседника газеты в компании, предоплата составила «чуть менее $1 млн». Накануне объявления санкций Smartavia успела отказаться от планов поставки самолетов A320/321neo, но вернуть залог, по словам собеседника в отрасли, не удалось. По данным газеты, «Уральские авиалинии» заморозили переговоры с Boeing о компенсациях за срыв поставок 14 Boeing 737 Max и возврате авансов за них.
Собеседники газеты на лизинговом рынке оценили шансы российских авиакомпаний и лессоров вернуть выплаченные авансы как близкие к нулю — санкции ЕС запрещают любые финансовые взаимоотношения с компаниями из России. Сумма авансов, по их оценкам, может превышать несколько сотен миллионов долларов. Размер авансов начинается от 5–10% от суммы контракта на стадии подписания и приближается к 40–50% за год до поставки, пояснили источники газеты.
По словам старшего директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игоря Смирнова, перспективной может быть регистрация иска российских юрлиц в судах иностранной юрисдикции. ЕС и Великобритания ранее разъяснила, что право на судебную защиту незыблемо, в доступе к правосудию не может быть отказано даже подстанционным лицам, напомнил управляющий партнер фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков. Председатель коллегии адвокатов А1 Александр Заблоцкис отметил, что «судиться с должниками в западных судах сейчас сложно и малоперспективно». По данным Игоря Смирнова, у Airbus в России не было активов, которые можно было бы заморозить в качестве обеспечения иска.
Весной 2022 года США, Евросоюз, Великобритания и другие страны ввели санкции против российской авиаотрасли, запретив обслуживание самолетов и ввоз в страну запчастей. В мае компания IBA прогнозировала, что российские авиаперевозчики в течение трех месяцев могут столкнуться с необходимостью разбирать самолеты на запчасти. В июне источники Forbes рассказывали, что авиакомпании уже начали сокращать свои парки самолетов для создания «бесперебойного канала поставки запчастей».
Глава Минпромторга Денис Мантуров назвал разборку самолетов на запчасти для ремонта других лайнеров не «выдумкой российской авиации», а мировой практикой, позволяющей обеспечить ритмичность обслуживания и эксплуатации самолетов. Минтранс предложил разрешить техобслуживание и ремонт самолетов зарубежного производства с использованием неоригинальных компонентов.