Совет на 3 млрд рублей: «Металлоинвест» выплатил рекордное вознаграждение за 2021 год
У горно-металлургического холдинга «Металлоинвест», крупнейшего производителя железной руды в России, нетипичная структура корпоративного управления. В компании нет совета директоров и нет генерального директора: вместо него холдингом управляет отдельное юрлицо, управляющая компания — ООО УК «Металлоинвест». При этом управляющая компания на 100% принадлежит холдингу «Металлоинвест». У УК «Металлоинвест» есть и генеральный директор, и совет директоров.
Согласно бухгалтерской отчетности УК «Металлоинвест» (есть в распоряжении Forbes), вознаграждение членам совета директоров в 2020 году равнялось 1,167 млрд рублей, в 2021 году — 3,073 млрд рублей.
Вознаграждение директоров обычно одобряют акционеры: владельцами холдинга «Металлоинвест» через ряд промежуточных структур являются Алишер Усманов (49%), члены семьи депутата Госдумы Андрея Скоча — отец Владимир и дочь Варвара (в сумме 30%), управляющий холдинга USM Иван Стрешинский (3%) и несколько кипрских офшоров и фирм с Британских Виргинских островов.
Вознаграждение совета директоров в 1 млрд рублей, а тем более в 3 млрд — опять же нетипично для крупнейших российских сырьевых компаний. Как правило, член совета директоров получает 10–30 млн рублей и, соответственно, общие расходы для компаний находятся в диапазоне 100–300 млн рублей. Нефтяная компания «Сургутнефтегаз» и вовсе заплатила своим директорам менее 50 млн рублей в 2020 году (годовой отчет компании за 2021-й не публиковался).
Среди наиболее щедрых компаний к членам совета директоров: ГМК «Норильский никель» (301 млн рублей), производитель удобрений «Уралкалий» (308 млн рублей в 2020 году, годовой отчет за 2021 год не публиковался) и холдинг «ЭН+ Груп» Олега Дерипаски, объединяющий алюминиевые и энергетические активы (759 млн рублей, или $10,3 млн). При этом в случае «ЭН+ Груп» большую часть вознаграждения традиционно получал председатель совета директоров холдинга — бывший министр Великобритании по вопросам изменения климата лорд Баркер ($7,8 млн из общей суммы в $10,2 млн в 2019 году и $4 млн из общей суммы в $7 млн в 2020 году, за 2021 год компания не раскрыла сумму его вознаграждения). В марте 2022 года Баркер подал в отставку.
Кто мог получить вознаграждение в 3,07 млрд рублей в «Металлоинвесте» в 2021 году? Согласно отчетности УК, в совет директоров в разные периоды 2021-го входили 13 человек:
- руководители металлургического холдинга Назим Эфендиев (генеральный директор УК «Металлоинвест») и Вахтанг Кочаров (главный исполнительный директор Metalloinvest Trading AG);
- топ-менеджеры группы USM Алишера Усманова и его партнеров: Иван Стрешинский (партнер, акционер холдинга и председатель совета директоров), Глеб Костиков (генеральный директор «ЮэСэМ Телеком» до 30 июня 2021 года), Ирина Лупичева (управляющий директор USM Management), Павел Митрофанов (заместитель генерального директора USM), Максим Полетаев (первый заместитель генерального директора USM с 30 июня 2021 года) и Эргин Улуч (заместитель генерального директора USM);
- независимые директора Галина Аглямова (бывший вице-президент по финансам НЛМК), Александр Блюмгардт и Манфред Грундке (уполномоченный по странам СНГ группы Knauf и управляющий партнер группы Knauf, оба с 5 октября 2021 года), Валерий Казикаев (бывший гендиректор компании «Удоканская медь») и Дмитрий Тарасов (бывший исполнительный директор «Металлоинвеста»).
Как распределено вознаграждение между директорами в «Металлоинвесте» — неизвестно, но обычно для членов советов директоров устанавливают базовое вознаграждение, дополнительное вознаграждение выплачивается за участие в комитетах (например, комитет по аудиту или стратегии) и исполнение функций председателя комитета, отдельная ставка предусмотрена для председателя совета директоров плюс премии, в зависимости от результатов работы. Поэтому разброс между доходами отдельных директоров может быть как минимальным (например, в НЛМК — от 14,9 млн рублей до 19,6 млн рублей), так и отличаться в разы (в металлургической группе Evraz — от $68 000 до $780 000).
Но, по сути, вознаграждение совета директоров УК «Металлоинвест» в 3 млрд рублей находится на одном уровне с оплатой членов правления в крупнейших российских компаниях. Например, «Лукойл» заплатил своим управляющим 1,56 млрд рублей (без учета программы долгосрочной мотивации), а «Новатэк» — 3,3 млрд рублей. Выплаты членам правления в металлургическом холдинге НЛМК составили 2,06 млрд рублей.
Консультант крупной хедхантинговой компании, общавшийся на условиях анонимности с Forbes, предположил, что в сумму вознаграждения совета директоров УК «Металлоинвест» могут быть включены премии или бонусы за работу ключевых топ-менеджеров группы USM, в которой консолидированы проекты Алишера Усманова и его партнеров. То есть премии или бонусы они получают не по основному месту работы в USM, а через вознаграждение как члены совета директоров УК «Металлоинвест».
В «Металлоинвесте» ограничились коротким комментарием: выплаты совету директоров производились за 2020–2021 годы и отражают исторически рекордные результаты работы компании.
В 2021 году благодаря выгодной ценовой конъюнктуре на рынке стали «Металлоинвест» заработал 303 млрд рублей чистой прибыли (рост в три раза по сравнению с 2020-м) и выплатил своим акционерам почти 272 млрд рублей дивидендов.