Тимати и производитель рационов Артур Зеленый откроют совместный фудтех-проект
2 декабря Тимур Юнусов стал владельцем 25% долей в ООО «Виттория», ранее полностью принадлежавшем производителю рационного питания Артуру Зеленому. Об этом свидетельствуют данные ЕГРЮЛ, которые обнаружил Forbes. Компания зарегистрирована в Москве в апреле 2022 года, отрасль — деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
«Меня с Тимуром связывают долгие дружеские отношения. Мы готовим к старту новый фудтех-проект. Подробностей пока сообщить не могу, скажу лишь, что это будет бизнес с широким ассортиментом готовых блюд и множеством технологических фишек в области организации работы и продаж», — пояснил Forbes Зеленый. По его словам, инвестиции в подготовку к запуску составят 100 млн рублей его собственных средств. Старт проекта запланирован на начало будущего года.
Представитель Тимати подтвердил его участие в проекте, но на остальные вопросы Forbes отвечать отказался.
Холдинг Performance Group (сервисы Level Kitchen, Performance Food и My Food) был основан Зеленым в 2015 году. Компания специализируется на выпуске и доставке готовой еды. 70 программ питания компании включают суточные рационы определенного калоража: для людей с лишним весом или его недобором, различными заболеваниями, питание для спортсменов и так далее. Год назад Зеленый инвестировал 1,5 млрд рублей в новое производство готовой еды в Москве. Мощности предприятия на юго-западе Москвы позволяют производить 400 000 порций готовой еды в сутки. По словам Зеленого, именно на этом предприятии будут выпускаться блюда для нового проекта.
Тимур Юнусов зашел на ресторанный рынок в 2016 году, открыв первую закусочную Black Star Burger на Новом Арбате. На сегодня в России работают больше 50 ресторанов и еще свыше 15 за ее пределами (большая часть по франшизе).
В конце июля 2020 года Тимати сообщил в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), что покидает Black Star — бизнес-империю, которую вместе с друзьями детства Павлом (Пашу) Курьяновым и Вальтером Чассемом создал в середине 2000-х. При этом рэпер, по собственным словам, сохранил свои «учредительские доли и права» в некоторых проектах, включая Black Star Burger.
В конце прошлого года стало известно о новых проектах Тимати. Рэпер и ресторатор Антон Пинский (проекты «Известия Холл», Gipsy, «Simach в Недальнем», «Сыроварня», Avocado Queen, Ava, №13 и другие) открыли новый сетевой проект Red Box с азиатской кухней. Летом этого года партнеры выкупили все активы американский сети кофеен Starbucks в России.
Наелись рационов
Диверсификация бизнеса Зеленым закономерна — рынок рационов замедлил рост. По прогнозу Infoline, по итогам 2022 года рынок впервые сократится на 4% до 15,8 млрд рублей. До этого он рос двузначными темпами — 53% в 2019 году (7,2 млрд рублей), 53% в 2020 году (11 млрд рублей) и 49% в 2021 году (16,4 млрд рублей).
Замедление роста рынка доставки готовых рационов стало заметно с марта 2022 года. В III квартале 2022 года рынок продуктовых наборов и готовых рационов сократился по сравнению с II кварталом 2022 года на 23% до 3,4 млрд рублей, а год к году — на 19%. Всего за девять месяцев 2022 года с учетом позитивной экономической ситуации в январе и феврале рынок доставки готовых рационов питания вырос чуть более чем на 4% до 12,5 млрд рублей.
«Сокращение рынка доставки готовых рационов питания в III квартале 2022 года связано как со снижением реальных доходов населения и усилением ценовой конкуренции в розничном канале и канале общественного питания, так и с ограничением возможностей продвижения (в первую очередь в социальных сетях) и оптимизацией маркетинговых расходов», — рассуждает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, с конца сентября масштабное негативное влияние на продажи продуктовых наборов оказывает частичная мобилизация, а также масштабная волна эмиграции, которая затронула представителей среднего класса и наиболее обеспеченных россиян. Кроме того, в условиях резко выросшей неопределенности потребители все чаще отказываются от оформления подписки на доставку продуктовых наборов и готовых рационов питания, говорит эксперт.
Компактная кулинария
«Очевидно, что цель нового бизнеса — загрузить производственные мощности Performance Group, которая завершает строительство завода. Модель в условиях неопределенности снизила эффективность, и участникам рынка нужны новые драйверы роста», — говорит Бурмистров.
По его мнению, новый бизнес Тимати и Зеленого сосредоточится на самом динамично развивающемся формате — готовая кулинария в компактном формате. Сейчас готовая кулинария востребована как в сетях FMCG, так и в продажах навынос. Этот сегмент растет более чем на 25% в год (данные Infoline). Новый сервис будет строиться вокруг продажи готовых блюд без подписки, подтверждает источник, близкий к одному из учредителей. Представители Зеленого и Тимати отказались рассказывать подробности. «Бизнес будет подобен сети Prime или офисной истории с микромаркетами от сети «ВкусВилл, — предполагает Бурмистров. — Компания будет работать в среднем ценовом сегменте — от 700 до 1000 рублей за обед из салата, супа и второго блюда».