Совокупный объем выручки российского рынка фитнес-услуг в среднем по России в ноябре вырос на 23,7%, или на 2,6 млрд рублей, по сравнению с аналогичными показателями 2021 года. Такие данные Forbes предоставили в Национальном фитнес-сообществе (НФС), в его состав входит около 2000 фитнес-клубов из 80 регионов России.
За ноябрь продажи клубных карт и абонементов выросли на 21,3% год к году, оказание дополнительных услуг увеличилось на 16,7%, посещаемость и загруженность клубов — на 20,6%. «То, что показатели ноября этого года существенно выше прошлогодних, логично, — поясняет президент НФС Елена Силина. — Это связано с тем, что в ноябре 2021 года в связи с ростом заболеваемости COVID-19 были объявлены нерабочие дни и краткосрочный локдаун».
Силина говорит, что выход в плюс вовсе не означает возвращения отрасли к допандемийным уровням. «В среднем все показатели по-прежнему хуже докризисного 2019 года: продажи карт и абонементов ниже на 3%, дополнительных услуг — на 2,4%, посещаемость ниже на 6,2%», — перечисляет она.
«На состояние рынка продолжают негативно влиять международная обстановка, санкции, частичная мобилизация, которая гипотетически может повториться, — перечисляет Силина. — Все это держит в напряжении Россию, но на рынке ощущается мнимое спокойствие, при этом уровень тревожности в целом достаточно высокий. Фитнес-отрасль выбрала стратегию выжидания, поскольку всегда готовится к худшему, но верит в лучшее».
Жалуются фитнес-клубы и на нехватку оборудования. Санкции привели к уходу с российского рынка 20% крупных поставщиков фитнес-оборудования из Европы и США. Эта продукция сейчас доставляется через третьи страны, что привело к ее подорожанию в среднем на 30–40%.
Силина считает, что на фоне ухода с рынка поставщиков оборудования уже 75% клубов почувствовали дефицит комплектующих и нехватку запчастей.
Представители фитнес-отрасли отмечают, что потребительский спрос накануне Нового года начинал расти, но показатель среднего чека снизился в среднем на 22,4% в сравнении с докризисным периодом. «Клиенты клубов сокращают горизонты планирования, чаще приобретают краткосрочные карты со сроком действия от одного до трех месяцев, пользуются поминутной оплатой за занятия, — рассказывает Силина. — Эта тенденция набирает обороты благодаря пандемии и развитию шеринговой экономики в России. Появляются новые бизнес-модели, позволяющие любителям фитнеса пользоваться услугами агрегаторов, которые дают возможность тренироваться в более чем 200 фитнес-клубах всего за 1500-2000 рублей в месяц, а также покупать поминутный фитнес».