Компромисс по нефтяному потолку не достигнут: какой может быть выход
Ожидалось, что потолок цен на российскую нефть будет официально объявлен в среду, 23 ноября, но на момент публикации материала этого так и не случилось. По данным издания Politico, страны ЕС 24 и 25 ноября не смогли преодолеть острые разногласия и должны были продолжить обсуждение в понедельник, 28 ноября.
Европейская комиссия, пишет Politico, предложила постоянным представителям ЕС установить потолок на уровне $65-70 за баррель. Но, по словам нескольких дипломатов Евросоюза, «ястребы», включая Польшу и страны Балтии, сочли этот уровень завышенным, сославшись на то, что российская нефть Urals уже торгуется на этом уровне с дисконтом в $20 долларов по сравнению с эталонной маркой Brent. Представители этих государств настаивают на уровне не выше $30. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что поддерживает установление потолка в размере $30-40 за баррель. «Себестоимость нефти у российских производителей составляет от $12 до $20 за баррель», — цитирует Politico неназванного европейского дипломата, который считает, что даже при таком уровне цен Россия сможет покрыть расходы, а «каждый лишний доллар лишь пополнит российский военный бюджет».
Есть и другой лагерь. Получающие доход от перевозки нефти Греция, Мальта и Кипр предлагают либо установить потолок на более высоком уровне, либо в какой-то форме компенсировать выпадающие доходы их судоходной отрасли.
28 ноября Bloomberg со ссылкой на Argus Media Ltd. сообщил, что в этот день цена Urals упала ниже $52 на базисе портов Приморск и Новороссийск, то есть российская нефть стоила на $30 дешевле, чем Brent, которая вечером этого дня торговалась ниже $82 за баррель. В свою очередь, ее падение произошло на фоне опасений снижения спроса в Китае из-за ограничений, связанных с новыми вспышками COVID-19, а также решения США возобновить импорт нефти из Венесуэлы. Утром 29 ноября цена Brent поднялась до $85 за баррель.
28 ноября The New York Times сообщила, что на встрече европейских дипломатов было предложено опустить потолок до $62, но Польша продолжала настаивать на еще более низком уровне. «Поляки категорически не идут на компромисс в отношении цены, но не предлагают приемлемую альтернативу», — подтверждает издание Euractiv, цитируя неназванного европейского дипломата. «Франция, Германия и некоторые другие страны весьма критически настроены по отношению к Польше, они говорят: средиземноморские страны далеко продвинулись в отношении компромисса, теперь пришло время [Варшаве] ответить взаимностью», — сказал изданию другой дипломат.
По данным Euractiv, в Брюсселе ожидают, что переговоры могут быть завершены к концу этой недели. Если соглашение не будет достигнуто до 5 декабря, вступит в силу полный запрет на морские перевозки нефти из России. К этому запрету присоединилась и Великобритания, хотя раньше она планировала отказаться от российской нефти с 2023 года.
Вице-премьер Александр Новак, выступая 29 ноября на IV Российско-китайском энергетическом бизнес-форуме, подтвердил, что Россия не будет поставлять нефть в страны, принявшие условия потолка цен, даже если это будет выгодно. «Это неприемлемо в принципе с точки зрения заключения контрактов. Мы будем работать по рынку», — сказал чиновник.
Компромисс до конца недели возможен
Некий компромисс по потолку цен может быть достигнут до конца недели, считает главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. «Решение в любом случае будет принято, — говорит эксперт. — Европейцам сейчас кровь из носу нужно договариваться; иначе, если не будет принято никакого решения, это сильно ударит по политической репутации Евросоюза». Громов полагает, что может быть установлен предельный уровень цен в $60-62 за баррель c важной оговоркой о возможности пересмотра ценового потолка через некоторое время. В таком случае страны смогут вернуться к обсуждению, например, через три месяца, соответственно, «озвучить реальную эффективность инструмента и что-то там подкручивать в его механизме».
Польша, по словам Громова, подала в «Транснефть» заявку на поставки в 2023 году российской нефти по нефтепроводу «Дружба». При этом Польша, по данным Reuters, добивается и запрета ЕС на нефть, поставляемую по «Дружбе» или хотя бы по северной части, снабжающей Польшу и Германию. У польской компании PKN Orlen есть долгосрочные контракты с «Татнефтью» и «Роснефтью», разрыв которых чреват серьезными неустойками. Если у компании есть контракт, она обязана получать нефть по принципу «бери или плати»: если не берешь, то платишь все равно. Но если ЕС объявит эмбарго, то это будет расцениваться как форс-мажор, и неустойку, объясняет Громов, можно не платить.
«Несмотря на то, что Польша и страны Прибалтики не согласны с предлагаемым Еврокомиссией потолком, решение должно быть принято до 1-2 декабря, так как уже с 5 декабря вступает в силу эмбарго на российскую нефть, — говорит эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. — Должен заработать механизм потолка, выпущены соответствующие регламентирующие документы. «Большая семерка» заявляла, что потолок будет плавающим и его будут менять раз в три-шесть месяцев. Полагаю, что если до 2 декабря компромисс будет найден, то он будет далек от тех $30 за баррель, на которых настаивает Варшава».
По мнению Кезик, если потолок установят на уровне $60 за баррель, то, несмотря на жесткую позицию российских властей, компании страны, не афишируя свою деятельность, все же будут поставлять нефть в рамках механизма. «Сокращать добычу отнюдь не выгодно: стоимость ввода законсервированной скважины может доходить до $0,5 млн — соответственно, лучше больше добыть и продать, чем сокращать добычу и терять доход», — полагает Кезик. «Большой семерке» тоже не выгодно еще больше усугублять энергокризис, поскольку мир уже устал жить в условиях санкций, дефицита энергоресурсов, а также роста цен на топливо и рекордной инфляции, добавляет аналитик.
«Цена будет $60 или вроде того, — соглашается эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — В значительной степени вся история с предельными ценами состоит в том, чтобы сохранить в игре европейский бизнес по перевозкам и страхованию. Рассчитывать, что нефть не будет в принципе ввозиться, потому что в мире принято брать деньги за услуги конкретных страховщиков и перевозчиков, несерьезно. Российская нефть так или иначе будет попадать на мировые рынки, а согласиться с предложением Польши будет равнозначно потере европейскими компаниями рынка обслуживания российских перевозок, в чем Евросоюз вряд ли заинтересован».
Действительно, какой-то компромисс должен быть на этой неделе, говорит старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Но о чем при этом удастся договориться с Польшей и на каком уровне будет согласован этот предел цен — вопрос открытый», — добавляет эксперт.
Как накажут нарушителей санкций
Министры финансов «Большой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) 2 сентября объявили о согласованном решении ввести предельные цены на российскую нефть и нефтепродукты, доставляемые морским путем. Они также решили увязать введение потолка цен с санкциями, принятыми 3 июня Евросоюзом в рамках шестого санкционного пакета. Этот пакет включает в себя запрет на импорт по морю российской нефти и нефтепродуктов в страны ЕС, отложенный с исключениями для отдельных стран до 5 декабря 2022 года для нефти и до 5 февраля 2023 года — для нефтепродуктов.
С 5 декабря, согласно решению «Большой семерки», европейским операторам будет запрещено страховать и финансировать транспортировку российской нефти по морю в третьи страны, если такие перевозки будут осуществляться выше цены реализации продукции, превышающей предельно установленную, которую еще предстоит согласовать. Ограничение вводится на груз с момента его приема на судне до момента доставки и прохождения таможенного контроля в третьей стране или до его переработки в товар, проходящий под другим кодом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (HS code). США и Великобритания объявили, что их компаниям будет предоставлен льготный период до 19 января в отношении грузов, принятых на борт до вступления нефтяного потолка в силу. ЕС готовится принять такое же решение.
По законодательству США, нарушителям санкций грозят денежные штрафы от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов, а также тюремное заключение на срок до 30 лет. Согласно инструкции Управления по осуществлению финансовых санкций Великобритании (OFSI), за нарушение санкций могут накладываться штрафы от 50% стоимости груза до £1 млн.
В Европейском союзе сложилась более сложная ситуация. 28 ноября Европейский совет объявил, что решил приравнять нарушение санкций к уголовным преступлениям. Однако поскольку у государств — членов ЕС различные подходы к нарушению санкционного режима, то возникают риски обхода этих мер, говорится в сообщении Европейского совета. Поэтому Европейской комиссии было поручено представить проект директивы, касающейся минимального наказания за нарушение санкций для всего ЕС. Этот проект должен быть затем обсужден и принят Европейским советом и Европейским парламентом.