Дилеры назвали положение китайских автопроизводителей в России полумонопольным
Автодилеры оценивают как невыгодные условия сотрудничества с китайскими производителями, цены на их продукцию они считают завышенными, а маржу — низкой. Участники рынка связывают это с полумонопольным положением производителей из КНР: кроме них и Lada торговать салонам нечем. Эксперты указывают на возможность дилеров зарабатывать не только на продажах автомобилей
Для российских автодилеров китайские автомобили стали не очень выгодным товаром из-за полумонопольного положения производителей из КНР на отечественном рынке. Среди последствий такого положения — дефицит машин, высокие цены на них, низкая маржа, рассказали «Ведомостям» автодилеры. В «большой тройке» китайских брендов Chery, Haval и Geely говорят, что делают все возможное, чтобы удовлетворить высокие требования клиентов и скорректировать цены.
По оценке председателя совета директоров «БН-моторс» Алексея Подщеколдина, стоимость автомобилей из Китая с конца февраля выросла в среднем в 1,5 раза. Топ-менеджер из другого крупного дилерского холдинга отметил, что из-за дефицита машин и высоких цен у продавцов начали формироваться убытки. Продажи китайских машин в пересчете на один салон, по оценке собеседника, составляют в среднем всего 8 автомобилей в месяц (около 50 за полгода). При отсутствии парка гарантийных машин для обслуживания такие продажи не дают прибыли, констатировал топ-менеджер. Подщеколдин рассказал о случаях продажи китайских машин ниже закупочной цены, чтобы выручить средства для внесения платы по долгам.
Источник в крупном федеральном автодилере отметил, что продажи китайских машин не убыточны, но и ощутимой прибыли от них ждать не приходится. Расширившаяся сеть продаж китайских брендов при сравнительно небольшом объеме машин пока не дает дилерам заработать на них, сказал собеседник. По мнению Подщеколдина, китайские компании пользуются полумонопольным положением — большинство дилеров в России остались без поставок иномарок. По его словам, очередь на дилерство к «большой тройке» китайских брендов Chery, Haval и Geely достигает 1000 продавцов.
Совет Ассоциации автодилеров (РоАД) в конце ноября планирует обсудить «китайский вопрос», сказал Подщеколдин. Представитель Минпромторга сказал, что обращения от автодилеров в министерство не поступали. Дилеры Geely не обращались с похожими заявлениями в компанию, сообщил источник, близкий к дистрибьютору марки в России. Импортеры, по его словам, поддержали клиентов за счет скидок вплоть до 750 000 рублей. Признаков завышения цен не наблюдается, добавил собеседник.
Представитель Haval сообщил, что за последние три месяца компания предприняла несколько последовательных шагов для коррекции цен на весь модельный ряд, а также для увеличения доступности автомобилей. Так, с июня были снижены ставки по кредиту на покупку машины, а в сентябре компания понижала цены на ряд моделей вплоть до 500 000 рублей. Это позволило Haval Jolion участвовать в программе льготного автокредитования Минпромторга.
Спрос превышает предложение и компания делает все возможное, чтобы его удовлетворить, сказал представитель Chery. «Для управления конечной суммой в чеке потребителя у нас есть ряд маркетинговых программ, по которым клиент может получить значительную выгоду», — отметил собеседник. По его словам, требования по оформлению салонов обусловлены высокими ожиданиями клиента. Из данных Ассоциации европейского бизнеса следует, что совокупная доля китайских марок на российском рынке выросла с 6% по итогам трех кварталов 2021 года до 14,3% в январе — сентябре 2022 года. При этом фактические объемы продаж новых машин из КНР снизились на 6%, до 72 233 машин.
По данным «Автостата», за девять месяцев 2022 года в России заключили рекордное за четыре года число дилерских контрактов с китайскими автоконцернами — 190, общее количество таких контрактов среди российских автодилеров достигло 827. В октябре доля Lada на рынке была около 40%, всех китайских производителей совокупно – 30%, сообщил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Самая большая доля среди компаний из КНР у Chery — чуть больше 10%, у Haval — 8%, отметил аналитик. Удалов добавил, что сейчас китайские производители присутствуют в основном в сегменте SUV (кроссоверы и внедорожники), а сегменты В и С практически пустуют, их закрывает только «Автоваз».
«У такси и каршеринга есть необходимость обновлять парки, и некоторые автопроизводители из КНР уже говорили, что предложат машины для таких сегментов в России», — рассказал аналитик. Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев напомнил, что если дилер не получает прибыль на продаже самой машины, он может заработать на установке дополнительного оборудования, финансовых и страховых продуктах, бонусах от производителя за выполнение плана продаж и на проведении маркетинговых акций.