ГТЛК предложила авиакомпаниям приобрести SSJ «Якутии» из-за долгов и неисправностей
ГТЛК предложила другим авиакомпаниям приобрести самолеты SSJ 100 «Якутии». Перевозчик накопил задолженность в 1,6 млрд рублей, а соглашения по реструктуризации долга не исполнил, сообщили в ГТЛК. В авиакомпании «Якутия» сказали, что надеются сохранить флот и продолжают переговоры с лизингодателем. Эксперты уверены, что покупатели на «Суперджеты» найдутся
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) намерена расторгнуть в одностороннем порядке лизинговые контракты на SSJ с авиакомпанией «Якутия». Лизингодатель уже предложил несколько самолетов другим авиакомпаниям, эксплуатирующим «Суперджеты», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в ГТЛК. Он объяснил решение «серьезными нарушениями платежной дисциплины» со стороны авиакомпании.
Сейчас у «Якутии» четыре «Суперджета» от ГТЛК — два летают, два вне летной годности. Собеседники газеты в «ИрАэро» и «Азимуте» сообщили, что получали предложение от ГТЛК около месяца назад. ГТЛК сообщила о «возможности передачи новому арендатору» трех самолетов возрастом семь и восемь лет в компоновке на 103 кресла. Два исправных самолета, по словам одного из источников, лизингодатель готов был поставить осенью, а техобслуживание третьего обещал закончить до конца года.
В «ИрАэро», «Аэрофлоте» и «России», крупнейшем эксплуатанте SSJ (74 самолета), воздержались от комментариев. Генеральный директор «Азимута» Павел Удод заявил, что не рассматривает получение самолетов «Якутии». Интерес к самолетам подтвердили в Red Wings (17 SSJ в парке), там сказали, что рассматривают возможности увеличения флота, в том числе за счет «ремаркетированных самолетов».
Ранее у «Якутии» был также один «Суперджет» от «ВЭБ Лизинга», он утратил летную годность после жесткой посадки в октябре 2018 года. В авиакомпании «Якутия» заявили, что «вопрос реструктуризации по-прежнему находится на обсуждении и согласовании с ГТЛК». В компании рассчитывают согласовать все позиции между сторонами в ближайшее время и оставить в парке «все самолеты, которые могут быть допущены к эксплуатации».
В авиакомпании сообщили, что процесс затянулся из-за возникших «вследствие санкционного воздействия» проблем по восстановлению летной годности двух SSJ. В «Якутии» рассказали, что при участии «Иркута» и ОДК нашли технические решения по восстановлению одного самолета. В авиакомпании отметили, что с 2018 года столкнулись с техническими дефектами судна, вместе с ковидным кризисом внеплановые ремонты и простои привели к долгам. По данным Росавиации и Flightradar24, без учета SSJ у «Якутии» в парке останется четыре Boeing 737–700/800 (один с октября стоит во Внуково) и четыре DHC-8.
Как сообщили в ГТЛК, задолженность «Якутии» достигла 1,6 млрд рублей, «текущие платежи авиакомпания осуществляет частично». Соглашения о реструктуризации авиакомпания не выполнила», хотя из бюджета региона в 2021–2022 годах ей выделили порядка 1,5 млрд рублей на поддержание летной годности и еще 0,5 млрд рублей на возмещение затрат по лизингу. ГТЛК планирует провести технический аудит неисправных самолетов, а договоры с «Якутией» по ним — расторгнуть.
Предложения о поставке SSJ другим клиентам в ГТЛК не прокомментировали. По словам эксперта в авиаотрасли, выходом для компании может стать ее ликвидация и передача флота «Авроре». Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что перевозчик может работать «и с весьма ограниченным флотом». Глава «Авиапорта» Олег Пантелеев сказал, что востребованность самолетов, не подверженных санкционным рискам, для полетов за рубеж будет велика и пристроить их не составит труда. Однако он допустил, что перевозчики могут предпочесть подождать появления импортозамещенного SSJ.