Эксперты сообщили о росте ожидаемой инфляции в странах активной релокации из России
В Казахстане, Грузии, Армении и других странах активной релокации россиян растет ожидаемая инфляция, сообщили в Oxford Economics. Местные жители недовольны подорожанием аренды жилья, а также тем, что его собственники зачастую выселяют местных арендаторов в пользу иностранцев. Перед властями этих стран стоит непростая задача: извлечь выгоду из притока денежного и человеческого капитала, но избежать перегрева рынка
В Казахстане, Армении, Грузии, Азербайджане и других странах постсоветского пространства, куда после начала «военной спецоперации»* на Украине и частичной мобилизации уехали сотни тысяч россиян, растут инфляционные ожидания населения. Об этом говорится в обзоре ведущего экономиста по развивающимся рынкам Oxford Economics Татьяны Орловой, с которым ознакомился РБК.
Вызванное переселением россиян удорожание стоимости жизни вызывает недовольство местного населения, особенно это касается заметно растущих цен на аренду жилья, отмечает Орлова. В октябре Минюст Узбекистана сообщал, что владельцы квартир выселяют местных арендаторов в пользу иностранцев и необоснованно завышают цены, говорится в обзоре.
Сократить темпы роста ожидаемой инфляции помогает повышение ключевых ставок, отмечает экономист Oxford Economics. На такой шаг, по словам Орловой, уже пошли центробанки Казахстана, Армении и Азербайджана.
Переселение россиян может также вызвать рост социального напряжения в принимающих странах. В обзоре Oxford Economics в пример приводится Грузия, где после военного конфликта 2008 года с Россией и последующего отсоединения Абхазии и Южной Осетии местные жители «остаются настороженными» в отношении россиян, несмотря на экономические выгоды от их приезда.
К положительным эффектам от переезда россиян Орлова относит приток в страны активной релокации денежного и человеческого капитала. По оценкам Oxford Economics, только в сентябре россияне могли привезти в Казахстан, Грузию и Армению около $3 млрд наличными. «Гораздо большие суммы» они, вероятно, перевели на счета местных банков, поскольку на это не было ограничений, указала Орлова. «В Казахстане объем средств на банковских депозитах российских граждан в этом году вырос более чем в четыре раза и составил $1,4 млрд», — отметила экономист.
Денежные поступления уже позитивно влияют на баланс текущего счета всех стран, куда релоцировались россияне, — Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана и Узбекистана, говорится в обзоре. Они активизируют их внутренний спрос на товары и услуги. Грузии и Армении приток свежего капитала также позволил в этом году нарастить валютные резервы, указала Орлова.
Переселение российских граждан стимулирует деловую активность и обеспечивает приток в принимающие страны квалифицированных кадров, считают в Oxford Economics. По данным «Transparency International — Грузия» (в России Transparency International признана НКО-иноагентом), с марта по июнь россияне зарегистрировали в стране 6400 компаний, что в семь раз превышает показатель за весь прошлый год.
«Власти стран, принявших большое число российских мигрантов, должны выбрать правильное сочетание стратегий, чтобы извлечь максимальную выгоду из притока денежного и человеческого капитала из России, избегая при этом перегрева рынка», — констатирует Орлова. Основным риском для таких стран, по мнению экономиста, остается обратный отток людей. «Проблема любого бума, перегрева — последующее охлаждение. В любом случае мы ожидаем, что в следующем году дополнительный приток мигрантов уже не будет таким активным, а национальные валюты будут чувствовать себя послабее», — заключила эксперт Oxford Economics.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.