Эксперты назвали портвейны драйвером роста для рынка крепленых вин в России
Российские виноделы выпустили за январь — сентябрь более 5,6 млн л крепленых вин, в том числе около 2 млн л портвейна, что больше, чем за весь 2021 год. Розничные продажи всех крепленых вин за этот же период выросли более чем в два раза год к году, до 5,13 млн л. Росту помогла «зачистка рынка» от подделок под портвейны, а также расширение дистрибуции крымских предприятий и снижение импорта вина, отмечают эксперты
В России в 2022 году резко выросло производство и продажи крепленых вин, драйвером роста стали отечественные портвейны, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Роскачества, которое выпускает «Винный гид России». Среди причин роста эксперты и виноделы называют уход с рынка подделок под портвейны, низкие цены на вино, снижение более дорогого импорта и расширение дистрибуции крымских винодельческих предприятий.
По данным исследователей, по итогам января — сентября в России выпустили 5,61 млн л крепленых вин. Для сравнения: за весь прошлый год виноделы произвели 1,9 млн л. За девять месяцев виноделы выпустили около 2 млн л портвейна, почти 1,95 млн л кагора и более 1,2 млн л хереса и мадеры. Продажи всех крепленых вин в рознице за тот же период выросли более чем в два раза год к году, до 5,13 млн л.
По оценке руководителя «Винного гида России» Олеси Буняевой, рост продаж обусловлен вступлением летом 2020 года в силу закона о виноградарстве и виноделии. Согласно закону, крепленые вина должны выпускаться только из винограда по утвержденной технологии, ранее на этикетке портвейном могли называть в том числе полусладкие напитки из фруктового сырья. Глава информационного центра WineRetail Александр Ставцев объяснил динамику «зачисткой рынка».
По его словам, она позволила таким производителям, как крымская «Массандра», расширить дистрибуцию. По данным «Винного гида России», ассортимент местных портвейнов в крупных сетях за год вырос вдвое, более чем до 40 позиций. Виноделы напомнили, что выдержанные ликерные вина нельзя выпустить быстро, для их выпуска надо обновлять бочки и расширять виноградники.
Первый заместитель гендиректора «Массандры» Валерий Тройчук рассказал, что в последние годы компания выпускает более 19,5 млн бутылок в год, из них около 55% занимают крепленые вина. Директор по развитию Ladoga Дмитрий Исаченков сообщил, что за девять месяцев компания увеличила продажи российских крепленых вин в 2,3 раза. По его словам, употребление сладких вин еще недавно считалось моветоном, а сейчас это целое направление.
Увеличению спроса способствует относительно низкая цена российских крепленых вин, отметил Ставцев. С ним согласна Буняева: выдержанные и марочные российские портвейны стоят около 500–600 рублей за бутылку в рознице. Ставцев добавил, что импорт португальского портвейна в Россию сокращается, это может стимулировать некоторых потребителей попробовать российское вино.
Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин и директор по маркетингу Luding Group Андрей Ушаков сошлись во мнении, что категория крепленых вин в России формируется в первую очередь напитками доступного ценового сегмента, а иностранные крепленые вина стоят от 1300 рублей за бутылку и не соприкасаются по целевому сегменту с российскими. Липилин предположил, что рост связан с эффектом низкой базы. Гендиректор «Фанагории» Петр Романишин отметил, что каждый третий ресторан сейчас интересуется российскими ликерными винами, а иностранные стали недоступны.