Госдума может отложить принятие законопроекта о едином операторе рекламы и объявлений
Принятие законопроекта о едином операторе цифровой рекламы и электронных объявлений может быть перенесено на неопределенной срок. Единой позиции по поводу инициативы до сих пор не выработано. Эксперты и участники рынка говорят, что проект было бы лучше отозвать или вернуть в начальную стадию обсуждения
Работа над текстом законопроекта о едином операторе цифровой рекламы будет продлена, поправки к нему ко второму чтению до 1 ноября принимал комитет Госдумы по экономической политике, пишут «Ведомости» со ссылкой на двух собеседников в парламенте. Единой позиции по поводу законопроекта нет ни у администрации президента, ни у правительства, отмечают источники, близкие к ним. Эксперты и участники рынка говорят о необходимости вернуть проект на начальную стадию обсуждения или отозвать его.
Собеседник в Госдуме уточнил, что сроки завершения работы над законопроектом точно будут сдвинуты с начала ноября на неопределенный срок. Другой источник в парламенте и чиновники в московском правительстве допускают, что законопроект и вовсе не будет принят. Автор законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов сообщил, что идет «рабочий процесс обсуждения» — в комитет поступают поправки от депутатского корпуса и материалы от регионов. Председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин отказался комментировать возможность продления сроков приема поправок к законопроекту.
Проект был внесен Кирьяновым 8 июля, за рамками весенней сессии. На внеочередном пленарной заседании через неделю законопроект одобрили в первом чтении. Поправки ко второму чтению сначала должны были подготовить к 13 августа, потом до 9 сентября, до 1 октября и до 1 ноября. Согласно законопроекту:
- Единый оператор создаст и будет контролировать ресурс, через который станут размещаться вся цифровая наружная реклама и все электронные объявления физлиц.
- Он займется проверкой контента на соответствие законодательству, определением цен на его размещение и защитой персональных данных пользователей ресурса.
- Оператор сможет без торгов заключать 30-летние контракты на установку своих цифровых конструкций и транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта в течение 30 лет.
- Кандидат на статус единого оператора не может контролироваться иностранцами и должен являться системообразующей организацией российской экономики.
- Он должен иметь собственные цифровые щиты на государственном и муниципальном транспорте, в том числе в городах федерального значения.
Под эти критерии на рынке рекламы подходит Russ Outdoor. Представитель Russ Outdoor отказался от комментариев. По словам собеседника, близкого к Кремлю, сейчас АП и правительство ведут переговоры по поводу этого законопроекта. В случае консенсуса проект может быть принят, считает он. Собеседник, близкий к правительству, рассказал, что администрация президента его поддерживает, но правительство против, эта позиция не изменилась. Против появления единого оператора цифровой рекламы также выступили регуляторы и бизнес.
Федеральная антимонопольная служба увидела в нем риски злоупотребления одной компании в отношении других участников рынка. АНО «Цифровая экономика», набсовет которой возглавляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко в письме в Госдуму указала, что создание единого оператора цифровой рекламы выходит за рамки предмета правового регулирования профильного закона. Оно создает риски монополии и распространения недостоверной информации в интернете с нарушением законодательства, отмечалось в письме. Против инициативы выступили «Яндекс», «Сбер», фонд «Сколково» и «Авито», а также организация малого и среднего бизнеса «Опора России».
Представитель оператора наружной рекламы Gallery сказал, что законопроект подвергся резкой критике как со стороны участников рынка, так и со стороны органов власти — муниципальных, региональных, федеральных. Он назвал создание единого оператора на базе действующего частного игрока рынка попыткой монополизировать отрасль наружной рекламы под предлогом повышения безопасности.
С этим согласилась исполнительный директор рекламной группы NMi Group Ирина Михеева. Представитель Gallery считает, что инициатор законопроекта должен вернуть документ в первое чтение, обеспечив нулевые слушания. Проработка и устранение «подводных камней» позволили бы избежать негативного сценария с монополией на наружку, отметила Михеева.